О защите прав и интересов предпринимателей, о выстраивании эффективного диалога между бизнесом и государством
О проделанной работе по разрешению ряда системных проблем в рамках совместных с правоохранительными и судебными органами дорожных карт отчитался заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Малик Сәулебай на XI очередном Съезде Национальной палаты «Атамекен».
О внесении изменений в закон, регламентирующий механизм обжалования итогов госаудита
Как известно, по поручению Главы государства каждый значимый инвестиционный проект сопровождается органами прокуратуры.
В целях качественного выполнения этой задачи, предложено привлекать к совместной работе региональные палаты, а также использовать разработанную цифровую карту инвесторов и инвестиционных проектов каждого региона, что было поддержано Генпрокуратурой.
По инициативе Нацпалаты 30 декабря 2022 года внесены изменения в закон, регламентирующий механизм обжалования итогов госаудита.
Новшеством является обязанность госаудиторов уведомить предпринимателя о финансовых нарушениях по результатам аудита с правом обжаловать его результаты.
Теперь материалы с признаками уголовных правонарушений будут передаваться только через прокуратуру и только после соблюдения порядка обжалования.
Мы предложили распространить практику обеспечения приоритета урегулирования споров до начала досудебного расследования на результаты проверок всех контрольно-надзорных органов.
В конечном итоге это позволит обеспечить приоритетное урегулирование коммерческих споров именно в гражданско-правовом порядке, что минимизирует вовлечение добросовестных предпринимателей в орбиту уголовного преследования.
Как известно, защита добросовестных бизнесменов от необоснованного вмешательства должностных лиц госорганов в их законную деятельность является одним из наших приоритетов.
Статьями 173 КоАП (Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность) и 365 УК (Воспрепятствование занятию законной предпринимательской деятельностью) предусмотрена ответственность виновных в таких нарушениях лиц, однако существующий дисбаланс между выявляемыми нарушениями и количеством привлекаемых к ответственности свидетельствует о том, что эти нормы являются нерабочими.
Поэтому совместно с заинтересованными сторонами (Генеральная прокуратура, Агентство по противодействию коррупции) прорабатывается внесение поправок в эти статьи.
Мы считаем, что введение неотвратимости наказания и персональной ответственности повысит качество в работе чиновников и заставит лишний раз задуматься, стоит ли вмешиваться в дела бизнеса.
О работе по декриминализации и внедрению справедливого механизма привлечения к уголовной ответственности по экономическим преступлениям
По поручению Главы государства совместно с Агентством финансового мониторинга продолжается работа по дальнейшей декриминализации и внедрению справедливого механизма определения пределов норм привлечения к уголовной ответственности по экономическим преступлениям.
Ранее с учетом внесенных предложений проведена гуманизация 32 экономических составов уголовных правонарушений, смягчены наказания по 28 статьям УК.
Отдельного внимания заслуживают поправки в часть 1 статьи 179 УПК (Начало досудебного расследования), предполагающие разрешение налоговых и гражданско-правовых споров в административном либо гражданском судопроизводстве.
Только при установлении в рамках данных производств ущерба, который может быть квалифицирован как уголовно-правовое нарушение, возможна регистрация такого дела в ЕРДР.
О необходимости расширения сферы применения и укрепления административной юстиции
На сегодня более 60 % решений административной юстиции принимается в пользу бизнеса и граждан, то есть против госорганов, которые не делают из этой статистики никаких выводов, не улучшают методы своей работы.
Мы добились понимания о необходимости существенного расширения сферы применения и укрепления административной юстиции. Об этом и неоднократно отмечал и Глава государства в своих выступлениях.
Практически в любой сфере, где происходит взаимодействие бизнеса с госорганами, ситуация примерно такая же, предприниматели находятся в не равном положении.
Суды должны были выполнять роль защитного барьера от несправедливости, однако реальностью стала судебная практика, когда мелким бухгалтерам и т.п. «преступникам» суды назначают реальные сроки, тогда как крупным взяточникам – гораздо меньшие по тяжести наказания.
Это – очень серьезная проблема и фактор раздражения в обществе.
Единственным реальным рычагом исправить ситуацию является расширение адм.юстиции, увеличение кадрового состава, объема финансирования и укрепление гарантий независимости судей.
Иными словами, в условиях растущего недовольства, с одной стороны, и положительным развитием адм.юстиции, с другой стороны – назрело решение о передаче споров, в которых присутствует такой элемент неравноправия, в сферу Административного процедурно-процессуального кодекса.
В сфере контроля за использованием и охраной земель
На правительственный уровень поднята проблема массового инициирования уполномоченным госорганом по контролю за использованием и охраной земель исков о расторжении договоров о временном возмездном землепользовании недействительными.
Из-за допущенных местными исполнительными органами законодательных нарушений и без того понесшие огромные затраты добросоветные землепользователи рискуют лишиться своего бизнеса.
Нами предложено определить конкретные условия предоставления земельных участков под реализацию инвестпроектов и предусмотреть сокращение размера инвестиций (2 млн. МРП) для создания новых производств в сфере агропромышленного комплекса. Вопрос прорабатывается совместно с Правительством и Генеральной прокуратурой.
О признании незаконными действий налоговиков о назначении проверки по требованию прокуроров
Еще одной проблемой предприниматели называют продолжающуюся органами контроля практику назначения внеплановых проверок их деятельности на основании требований органов прокуратуры.
Одной из самых действенных гарантий соблюдения принципа невмешательства органов контроля в деятельность предпринимателей является требование Конституционного закона «О прокуратуре» о наличии поручения Президента Республики Казахстан либо Генерального Прокурора.
Отмечу, что состоявшимися актами Верховного Суда мы добились признания незаконными действия налоговиков о назначении проверки по требованию прокуроров.
В Кызылординской области признана незаконной налоговая проверка, в Акмолинской области – проверка Департамента экологии, в Атырауской области – проверка промышленной безопасности, в Астане отменена регистрация проверки по поручению Главной транспортной прокуратуры.
На сегодня идет работа по обобщению этой практики для того, чтобы прекратить массовое проведение внеплановых проверок по инициативе прокуроров.
О повышении гарантий защиты частной собственности
Еще одной наиболее актуальной проблемой для бизнес-сообщества является обеспечение стабильности и предсказуемости госрегулирования, повышение гарантий защиты частной собственности.
В частности, наблюдается рост жалоб предпринимателей, связанных с подачей налоговыми органами исковых заявлений в суды по признанию сделок недействительными. По данным Верховного Суда в 2021-2022 годах количество таких исков возросло в 3,2 раза (в 2021 г. – 684 иска, в 2022 году 2215 иска).
Действия органов госдоходов позволяют в обход налоговых процедур доначислить налоги, практически игнорируя требования гражданского законодательства.
Мы приняли участие в разработке нового проекта нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства».
Теперь, с 22 декабря 2022 года в обоснование заявленного иска налоговый орган обязан привести доказательства, свидетельствующие о фактическом неисполнении обязательств сторонами.
Сбор доказательств должен осуществляться налоговым органом в соответствии с компетенцией, в рамках налогового администрирования, в том числе посредством налогового контроля.
Отныне иски подлежат удовлетворению, только если: основной целью оспариваемой сделки является неуплата или неполная уплата налогов; обязательство по сделке не исполнено самим контрагентом или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
Ввиду этого, нами совместно с Верховным Судом, Генеральной прокуратурой продолжается работа для корректировки судебной практики по признанию сделок недействительными.
О законодательном расширении возможности участия бизнес-сообщества в совершенствовании законодательства
Всего за период создания Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» НПП выдано более 47 тысячи экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов (НПА), в том числе – 1108 по законопроектам и 258 – по концепциям и консультативным документам регуляторной политики.
Национальная палата полноценно вовлечена в нормотворческий процесс – практически все проекты, затрагивающие интересы субъектов предпринимательства, поступают в Палату; представители НПП входят в составы Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности, рабочих групп Парламента.
Поддержаны наши предложения:
- об участии в разработке документов системы государственного планирования и других актов, затрагивающих интересы бизнеса;
- инициировании норм, обязывающих государственный орган-разработчик повторно направлять последнюю версию проекта, затрагивающего интересы бизнеса;
- возможности вынесения на площадку Правительства концептуальных вопросов, по которым не было достигнуто консенсуса между органом-разработчиком и Атамекеном.
В период с ноября 2022г. по апрель 2023г. выработаны соответствующие поправки в Предпринимательский кодекс, Законы «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан», «О правовых актах».
В июне т.г. поправки были одобрены Правительством и внесены в Мажилис для рассмотрения и включения их в законопроект по вопросам ведения бизнеса.
В сентябре депутаты Мажилиса приступили к их рассмотрению, которые в настоящее время единогласно приняты членами рабочей группы.
Мы надеемся, что до конца текущего года указанные нововведения будут приняты и уже с 2024 года бизнес будет полноценно вовлечен в процесс рассмотрения документов системы госпланирования.
О внедрении регулирования «с чистого листа»
Еще одним актуальным аспектом в деятельности НПП необходимо отметить внедрение регулирования «с чистого листа».
Одним из больших блоков изменений является совершенствование системы госконтроля и надзора.
Именно поэтому в текущем году подготовлены конкретные изменения в отраслевые законы, которые позволят регламентировать госрегулирование уже в разрезе сфер деятельности.
Сегодня совместными усилиями госорганов и бизнеса работа по пересмотру требований к бизнесу завершена.
По итогам ревизии госорганами совместно с НПП «Атамекен» сформирован Единый пул поправок в отраслевые законодательные акты в разрезе 44 сфер.
8 ноября т.г. состоялось первое чтение в Мажилисе Парламента. Принятие закона планируется в ближайшее время. Данные поправки позволят четко регламентировать госрегулирование согласно принципам и подходам новой регуляторной политики.
Основной новеллой подхода к регулированию предпринимательской деятельности «с чистого листа» является внедрение Реестра обязательных требований. В Реестре будут содержаться только те требования, которые будут соответствовать новой регуляторной политике.
Если требование не включено в Реестр, то по нему госорган не сможет привлекать к ответственности.
О развитии конкуренции и тарифообразования
За отчетный период в рамках развития конкуренции и тарифообразования проанализировано 110 судебных актов по 58 спорам с антимонопольным органом.
По результатам выявлены решения судов, принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Проведенный анализ и постоянное взаимодействие с судом положительно повлияли на судебную практику. Показательными являются кейсы ТОО «PetroRetail» и АО НК «КазМунайГаз», в деятельности которых органами прокуратуры проведены проверки с привлечением специалистов антимонопольного органа.
На основании заключения антимонопольного органа, без проведения расследования, вменено нарушение в виде антиконкурентных соглашений, а сумма штрафа составила более 59 млрд. тг.
После вмешательства Нацпалаты, антимонопольный орган принял решение о проведении требуемых процедур для доказывания нарушений без возбуждения административных дел, что позволит проверяемым субъектам осуществить свое право на судебную защиту в установленном Законом порядке.
О Реестре товаров казахстанского происхождения
Одной из важнейших функций Нацпалаты является выдача сертификатов. В данной сфере можно выделить три основных направления: экспортные сертификаты, Индустриальный и СТ-KZ. Стоит отметить, что ежегодно количество выданных сертификатов увеличивается.
В текущем году в целях обеспечения прозрачности механизма выдачи экспортных сертификатов в адрес Минторговли направлен проект поправок, проводится работа по внесению изменений в НПА, ожидается отмена экспертизы происхождения товаров, полностью произведенных в стране.
В августе 2022 года на основании предложений НПП Минторговли внесены изменения в Правила выдачи СТ-KZ. Важнейшим изменением является возможность отмены СТ-KZ только в случае обнаружения грубых нарушений, в остальных случаях принимается решение об устранении нарушений. Данное изменение направлено на уменьшение жалоб со стороны конкурентов.
Общенациональным планом по реализации Послания Главы государства от 1 сентября т.г. предусмотрена выработка Реестра товаров казахстанского происхождения взамен действующих сертификатов СТ КZ и индустриального сертификата.
Нацпалата не согласна с такой постановкой вопроса и уже сейчас ведет активную работу по совершенствованию системы сертификации происхождения товаров. Нацпалатой совместно с бизнес-сообществом будет подготовлено видение по системному реформированию системы сертификации происхождения товаров и формированию реестра товаров.
Основная цель – усиление влияния бизнес-сообщества на процессы сертификации происхождения товаров для поддержки и защиты реальных отечественных производителей, а также повышения уровня локализации производства товаров.
Оставьте комментарий:
Комментарии: