О роли Совета по формированию национального рынка профессиональных услуг в области техногенной безопасности
Интервью со Светланой Заитовой
15 ноября состоялось первое заседание Совета по формированию национального рынка профессиональных услуг в области техногенной безопасности состоялось под руководством председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова. На встрече приняли участие эксперты отрасли, в том числе инициатор создания Совета, председатель СРО ОЮЛ Казахстанский Регистр Светлана Заитова. В интервью для официального сайта Палаты предпринимателей «Атамекен» она рассказала об актуальности и необходимости создания Совета, а также поделилась личным мнением о том, как складывается ситуация с техногенной безопасностью в Казахстане.
- Совсем недавно на базе в НПП «Атамекен» был создан Совет по формированию национального рынка профессиональных услуг в области техногенной безопасности. Расскажите, в чем заключается актуальность и необходимость такой инициативы?
- Изначально Палата строилась на основе международных кодов экономической деятельности, адаптированных в Казахстане в ОКЭД РК, в которой код М «Профессиональная, научная и техническая деятельность» не был представлен от слова «совсем». Такое положение отражало состояние национального рынка услуг и их способность объединяться для защиты внутреннего рынка и противостоянию коррупционных рисков. В категорию профессиональной деятельности входят субъекты предпринимательства, которым государственные органы делегируют выполнение части своих задач через разрешительную систему: лицензирование, аккредитация, аттестация и уведомление о начале деятельности, с учетом их контроля и надзора через систему оценки рисков и проверочных листов.
- Какие сферы предпринимательства затрагивает техногенная безопасность?
- Понятие «техногенная безопасность» не дано ни в одном законодательном акте Республики Казахстан. В Законе РК «О гражданской защите» дается дефиниция, как «техногенный характер», но и она не раскрыта. И это также отражает уровень национального законодательства и его актуализацию в соответствии с уровнем развития технологий и мирового тренда, как ЦУР ООН. К техногенной сфере относится все, что является результатом деятельности человека. В системе государственного регулирования к деятельности, направленной на обеспечение техногенной безопасности относятся: пожарная и промышленная безопасность; безопасность социальной инфраструктуры; атомная и энергетическая безопасность; экологическая безопасность; транспортная безопасность; безопасность зданий и сооружений; биологическая и химическая безопасность. В этих сферах деятельности созданы и работают десятки тысяч субъектов предпринимательства, как правило, в форме МСБ.
- Что Вы можете сказать об уровне техногенной безопасности на предприятиях нашей страны на сегодняшний день?
- Уровень техногенной безопасности предприятий в Казахстане не определяется. Здесь важно понимать, что в данном случае мы говорим о предприятиях, МСБ, которые оказывают профессиональные услуги по обеспечению того или иного вида техногенной безопасности в зависимости от разрешительного документа, предприятиям кодов В «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров», С «Обрабатывающая промышленность», D «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом», F «Строительство», Е «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений», H « Транспорт и складирование» и другим. Уровень безопасности для окружающих предприятий производственного цикла напрямую зависит от уровня развития профессиональных услуг, которые разрабатывают проекты, строят, добывают, перерабатывают, эксплуатируют и утилизируют продукцию. В этом вопросе показателем техногенной безопасности выступает национальная система технического регулирования, которая должна через внедрение Технических регламентов обеспечить безопасность продукции и процесса на всех этапах жизненного цикла. А вот здесь у нас все плохо, межведомственные связи не работают, субъектов системы технического регулирования в Казахстане больше, чем во всей Европе вместе взятой. Уровень коррупционных рисков запредельный.
- Какую роль играет создание Совета в улучшении данной ситуации и в целом для казахстанского предпринимательства?
- На протяжении последних трех лет на площадке съездов НПП мы с коллегами неоднократно ставили вопрос о необходимости создания Комитета профессиональных услуг в сфере техногенной безопасности для системного регулирования национального рынка, защите и развитии национальных поставщиков профессиональных услуг и поэтапного перехода к интеграции услуг в рамках ЕАЭС, который начинается в 2025 году. Но, к сожалению, в сфере промышленной безопасности, энергетической безопасности и технического регулирования по сей день доминирующее положение занимают иностранные поставщики услуг, при том не всегда легализированные по требованиям законодательства Казахстана. А своей профессиональный сегмент мы почти потеряли или продолжаем его размывать за счет коррумпированности государственных органов. По ряду направлений мы уже не можем конкурировать с иностранцами ни в кадрах, ни в технологиях и продолжаем сдавать внутренний рынок. Особенно это касается нефтегазового сектора. В сфере промышленной и энергетической безопасности собственники опасных производственных объектов создают свои карманные субъекты, которые дают такие экспертные заключения, которые нужны Заказчикам.
Поэтому Палата предложила создать не Комитет или департамент, а Совет по формированию рынка профессиональных услуг в сфере техногенной безопасности с более широким представительством участников от аккредитованных в НПП ассоциацией, депутатов до оставшихся в живых отраслевых экспертов и вместе поработать над системными государственными вопросами с позиции профессионалов в сфере.
- Какие задачи Совет ставит и перед собой и какие вопросы уже стоят сейчас на повестке?
- В соответствии с Положением Совета п. 10, «Совет создан с целью оперативного и системного решения задач профессиональных услуг в области техногенной безопасности».
П. 12. «Основными задачами Совета являются:
1) способствовать формированию национального рынка профессиональных услуг в области техногенной безопасности.
2) внедрение принципов целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций через профессиональное обеспечение техногенной безопасности в Республике Казахстан.».
На Повестке стоят вопросы систематизации накопившихся проблем в концептуальные предложения и выработки единой для разных видов профессиональной деятельности в области техногенной безопасности платформы системных мер, в том числе мер по поддержке отечественных поставщиков профессиональных услуг, которые так и не заявлены ни одной государственной Программе.
- Известно, что в состав членов Совета вошел ряд крупных Ассоциаций. Это окончательный список или ряды совета еще будут пополняться?
- Состав Совета был сформирован в преддверии XI съезда НПП «Атамекен» и является ядром из инициаторов, но мы рассчитываем на расширение своих участников за счет привлечения в первую очередь аккредитованных в системе НПП ассоциаций, которые также, как и мы прежде всего заинтересованы в своевременности и консолидированности обсуждения законодательных инициатив, проектов НПА, которые до этого время шли потоком по различным департаментам НПП и не находили целевую аудиторию в лице профессиональных услуг. А также в выстраивании диалоговой площадки за счет привлечение в состав совета законодателей и представителей государственных уполномоченных органов.
- Каких результатов можно ожидать от совместной работы НПП «Атамекен» и бизнеса по формированию национального рынка профессиональных услуг в области техногенной безопасности? каких изменений и инициатив ждать казахстанцам в ближайшем будущем?
- Процесс будет не быстрым, однозначно вызовет сопротивление со многих сторон. За годы на рынке профессиональных услуг были созданы и успешно осваивали бюджеты тысячи компаний, в которых ничего нет, кроме разрешительных документов. Под эти зонтики заходят китайские, российские, арабские, индийские и другие компании, которые выполняют работы и вывозят деньги из страны. Казахстанский сегмент услуг не может конкурировать с международными компаниями и их потенциалом, а ставку на своих никто в стране не делает. В последней редакции Закона РК «О государственных закупках» убрали даже ссылки на обязательность применения национальных стандартов. В ряде видов деятельности не осталось и национальных нормативно-технических документов. В этой ситуации мы очень рассчитываем на трансформацию НПП в стороны профессиональных услуг, как базового вида деятельности постиндустриальной экономики и обеспечения техногенной безопасности.
*Орфография и пунктуация автора сохранены.
Оставьте комментарий:
Комментарии: