О работе НПП в отраслях обрабатывающей промышленности, регулируемых закупок, транспорта, медицины, энергетики и ЖКХ
О проделанной работе по отраслям обрабатывающей промышленности, регулируемых закупок, транспорта, медицины, энергетики и ЖКХ рассказал в своем отчете заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Мурат Амрин на XI очередном Съезде Национальной палаты «Атамекен».
Обрабатывающая промышленность
В настоящее время стоит актуальный вопрос развития и поддержки предприятий обрабатывающей промышленности. Это было отмечено и в Послании Главы государства, а также на встрече Президента с бизнесом в сентябре этого года. Нацпалатой постоянно систематизируются задачи по дальнейшему развитию отрасли.
Во-первых, улучшение нормативно-правовой базы.
Так, в текущем году разработан Комплексный план развития машиностроения до 2028 года, обсужден в мае на Форуме машиностроителей, в настоящий момент находится на утверждении в Правительстве.
Кроме того, при совместной работе отраслевых ассоциаций и НПП постановлениями Правительства в перечень изъятий из национального режима по госзакупкам включены товары машиностроения, а также легкой, мебельной, камнеобрабатывающей промышленности, теплоизоляционных материалов из вспененного каучука, офисной бумаги, обеспечив приоритет отечественным производителям. Аналогичная работа проводится по дорожно-разметочным материалам.
При этом, необходимо установить обязательства и ответственность генподрядчиков и субподрядчиков по приобретению товаров в рамках изъятий.
В сфере химической промышленности обеспечена потребность удобрении в АПК, в том числе за счет принятого ограничения по экспорту нитрата аммония (аммиачная селитра) и аммофоса (фосфорнокислый аммоний). Экспортировать данную продукцию могут только ОТП. Такое решение принято, чтобы поддержать ОТП и не допустить вывоз из страны субсидируемых удобрений.
В рамках расширения новых видов деятельности по 5-ти СЭЗ, бизнес столкнулся с коллизией в Налоговом кодексе (статья 708), по включению новых видов деятельности.
При содействии МНЭ, МПС, МФ соответствующие редакционные поправки включены в разрабатываемый проект Налогового кодекса, что благоприятно скажется на ведении бизнеса в СЭЗах.
Во-вторых, вовлечение ОТП в реализацию национальных проектов.
Сегодня в рамках реализации Национального проекта «Комфортная школа» уже поддержаны предложения бизнеса и внесены поправки в действующее постановление (ППРК №957 от 31 октября 2023 года):
- Осуществление закупа мебели у ОТП;
- Применение в отделке наружных фасадов из материалов преимущественно отечественного производства с учетом климатических и сейсмических условий регионов;
3) Предоставление подрядными организациями регулярных отчетов внутри страновой ценности в инфо системе БИТРИКС;
Наряду с этим, в базы АГСК КазНИИСА только за май-октябрь месяц текущего года внесено 7 838 новых позиций ОТП.
Также, принято решение предоставить НПП «Атамекен» доступ в информресурсы Госэкспертизы для рассмотрения 125 ПСД, в целях мониторинга применения товаров ОТП.
Указанные меры, обеспечат наибольшее вовлечение ОТП по проекту.
Такая работа будет продолжена и по другим национальным проектам.
В-третьих, по поручению Главы государства ведется работа, предусматривающая закрепление обязательств и ответственности недропользователей по заключению договоров с ОТП, а также утверждению программ внутристрановой ценности, переработке рудных твердых полезных ископаемых до уровня первичных металлов, обеспечению сырьем предприятий обрабатывающей промышленности.
В рамках Форума Казсодержания 2.0 уже заключаются соответствующие договора.
Регулируемые закупки
Общий объем регулируемых закупок за 2022 год составил порядка 20,7 трлн.тг., за 9 месяцев 2023 года – порядка 23,4 трлн.тг. – это значительный потенциал для поддержки ОТП, повышения внутристрановой ценности, обеспечения сбыта и сохранения занятости.
- В 2022 году в целях поддержки ОТП, как уже ранее было отмечено, установлены изъятия из национального режима на основании Индустриального сертификата;
- приказом министра МИИР РК утверждены плановые целевые индикаторы по внутристрановой ценности по государственным закупкам по товарам легкой, мебельной промышленности и строительных материалов.
В закупках Фонда Самрук Казына по предложению НПП «Атамекен» с 1 ноября 2022 года включение в Реестр товаропроизводителей Фонда осуществляется только на основании Индустриального сертификата.
В закупках Фонда основной объем закупок акцентирован на проведение конкурсов среди товаропроизводителей Фонда, что в свою очередь оказывает значительную поддержку для ОТП, к примеру:
- утвержден новый Порядок осуществления закупок Фонда «Самрук-Қазына», где предусмотрено освобождение от всех видов обеспечений, в том числе возврата аванса; установлен обязательный аванс не менее 30% от суммы договора; а также для ОТП установлен срок расчета в течение 5 рабочих дней.
- В закупках недропользователей в целях поддержки ОТП и роста местного содержания внедрен механизм заключения добровольного Соглашения о стимулировании предпринимательства, что позволит обеспечить поддержку ОТП в условиях ВТО.
В рамках данной работы в 2023 году подписаны Соглашения о сотрудничестве между Министерством Энергетики РК, ТОО «Казахойл Актобе», CNPC Актобемунайгаз и НПП «Атамекен» на 2024 -2026 гг., где предусматривается гарантированный закуп товаров ОТП по перечню на сумму не менее 26 млрд. тенге, что в свою очередь окажет положительный эффект по поддержке ОТП в закупках недропользователей (углеводородного сырья).
На текущий момент проработаны ряд мер поддержки для ОТП в рамках закупок недропользователей, а именно:
- увеличены сроки поставки товаров с 30 до 60 дней;
- закуп ТРУ способом из одного источника у ОТП в моногородах;
- закуп товаров ОТП из одного источника при наличии экономической целесообразности;
- Сокращены сроки оплаты от 60 до 30 календарных дней;
- регламентация сроков подписания актов приема-передачи (10 рабочих дней);
- корректировка суммы договора в зависимости от уровня инфляции.
в 2022 г. доля закупок «большой тройки» ТШО, НКОК, КПО составила 75% закупок в нефтегазовой отрасли.
В рамках совместной работы достигнуты следующие результаты:
1.Операторы начали использовать сертификат СТ-КЗ при оценке доли внутристранновой ценности.
2.Инициирован процесс «Контракт в обмен на локализацию» и контракты среди местных товаропроизводителей (при наличии 5 производителей внутри РК).
3. Планы закупок крупных операторов опубликовываются на сайтах (ТШО, НКОК, КПО, Total Dunga).
4.Сокращено количество этапов тендерного цикла с первоначальных 18 до 12 этапов.
5.Предусмотрено внедрение цифрового решения по оптимизации и повышению прозрачности процесса закупок путем разработки электронной системы закупок E-procurement (Е-прокьюремент) (предполагает сокращение сроков проведения закупок на 30%). Запуск ожидается в 2024 году.
В рамках совершенствования закупок внедрен институт Согласительной комиссии в государственных закупках и в закупках ФНБ Самрук – Казына, куда в обязательном порядке входят представители НПП «Атамекен».
В 2022 году эффективность работы в гос. закупках составила 80,6%, по итогам рассмотрения из Реестра недобросовестных участников госзакупок исключено – 75 компаний.
Аналогичная работа проводится и в закупках Фонда «Самрук-Казына», за 2022 год рассмотрено 39 обращений, из которых 21 - рассмотрены положительно, соответственно ее эффективность работы составила 53%.
Также, утвержден состав и Положение об Апелляционной комиссии МФ РК, основной задачей которого является рассмотрение материалов по результатам внутреннего государственного аудита и камерального контроля, а также жалоб потенциальных поставщиков.
Так, за период 2022 года рассмотрено 1 295 материала, из них 67,3% или 872 удовлетворены в пользу бизнеса, за 9 месяцев 2023 года –рассмотрено 1 679 материалов, из них 76,5% или 1285 удовлетворены в пользу бизнеса.
В целом, эффективность работы Апелляционной комиссии, исходя из результатов анализа, в среднем составила 72% ввиду положительных итогов для субъектов предпринимательства.
В рамках поручения Главы государства, бизнес сообществом принято участие в разработке проекта Закона «О государственных закупках».
В целом, проектом Закона сокращено количество статей – с 52 до 26 статей, при этом, определенный объем непринятых предложений НПП (порядка 30%) будет рассмотрен в рамках подзаконных НПА.
Неоходимо отметить, что ряд вопросов в проекте Закона остаются не решенными:
- Наличие «конфликта интересов», который должен быть проектом закона исключен.
- Кабальные условия договоров со стороны квазигосударственных и государственных учреждений для бизнеса
- Усиление ответственности недобросовестных Заказчиков. Неравные меры ответственности у Заказчиков и Поставщиков при просрочке поставки товара, предоставлении услуги и выполнении работ – проектом Закона не закреплена ответственность Заказчика за нарушение установленных Законом сроков утверждения актов, оплаты Поставщику и пр.
Дополнительно, в целях поддержки ОТП и обеспечения роста доли казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение 3-х лет до не менее 60% в проекте Закона РК «О государственных закупках» предлагается:
- законодательно закрепить порядок заключения и исполнения офтейк-контрактов. Рассмотреть создание единой площадки для заключения офтейк – контрактов (где бизнес мог бы заранее видеть потенциальные закупки, где приобретаются товары с применением офтейк-контрактов) и публичного Реестра контрактов;
- установить запрет закупа товаров, подлежащих изъятию из национального режима в рамках работ и услуг на уровне форматно-логического контроля. Данная поправка позволит обеспечить прозрачность государственных закупок и конкурентный доступ к ним отечественного бизнеса;
В сентябре 2023 года законопроект был внесен в Мажилис Парламента Республики Казахстан.
Уважаемые депутаты Мажилиса Парламента и участники съезда просим вас принять активное участие в обсуждении проекта Закона и поддержать инициативы НПП «Атамекен» и бизнес-сообщества.
Транспорт
В течение 2022 года и за девять месяцев 2023 года на рассмотрение Департамента логистики и перевозок поступило 468 обращений.
Департаментом логистики и перевозок проведена экспертная оценка по 298 проектам НПА, из них по 86 проектам установлены замечания.
За последние два года основные проблемные вопросы транспортной сферы рассмотрены на заседании Совета отечественных предпринимателей, в рамках которого вынесено 23 проблемных вопроса, из них решено 6 вопросов и основная часть в работе:
1. Создано Министерство транспорта Республики Казахстан;
2. Принята Концепция развития транспортно – логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года (ПП РК от 22 декабря 2022 года № 1116);
3. Введено ограничение по созданию автобусных предприятий с участием государства (внесены изменения в ПП РК от 28 декабря 2015 года № 1095);
4. Деятельность пассажирского транспорта отнесена к классам профессионального риска (внесены изменения в приказ МТСЗН РК от 15 августа 2022 года № 312);
5. Исключен государственный карантинный фитосанитарный контроль и надзор на внутренних авиаперевозках грузов (внесены изменения в Приказ МСХ РК от 13 февраля 2015 года № 4-4/103).
6. Исключено дублирование функций по инспектированию морских судов.
- Вместе с тем, отмечается волокита и бюрократия со стороны ГО и заинтересованных сторон по отношению проблемных вопросов железнодорожного транспорта в части исключения двойного сбора за одну и ту же операцию: это десятикратный сбора за хранение грузов, а также сбора за простой вагонов на станционных путях (двойной сбор).
Также отмечаем о несоблюдении действующих норм законодательства в части применения Типовых договоров между перевозчиком и экспедитором об организации перевозок грузов, утвержденных в редакции уполномоченного органа.
Вместе тем, в ходе совещания (от 14.11.2023г.) с участием причастных госорганов и организации (МЮ, ГТП, МТ, КТЖ, АНЭК, КазАПО) достигнута договоренность о принятия соответствующего приказа Министерством транспорта РК для заключения Типовых договоров между перевозчиком и экспедитором на осуществление перевозок грузов в международном и транзитном сообщении на 2024 год.
В рамках анализа требований и регуляторных инструментов регулирования «с чистого листа» проанализировано 290 НПА в сфере транспорта, установлено 11 557 требований, из которых 1306 требований требуют корректировки или отмены.
По автомобильному транспорту:
- Для развития международных автомобильных перевозок до 1 января 2025 года установлен 0 коэффициент утилизационного сбора для седельных тягачей, а также до 1 января 2028 года отменен сбор за первичную государственную регистрацию, данные меры позволили обновить парк АТС и снять финансовую нагрузку на бизнес, по предварительной оценке, до 3 млрд.тг.
- В два раза снижен коэффициент утилизационного платежа для автобусов категории М2 и М3 (внесены изменения в приказ МЭГПР РК от 2 ноября 2021 года № 448 «Об утверждении Методики расчета утилизационного платежа»);
- На МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности в июне текущего года одобрено введение СРО в пассажирском автотранспорте.
- Также были приняты ряд мер по защите отечественных перевозчиков на международном рынке транспортных услуг. Усилены правила по допуску на рынок, а также вопросы по обеспечению ИБР.
По водному транспорту:
- Исключено дублирование функций по инспектированию морских судов.
- Дополнительно включены к территории Специальной экономической зоны «Морпорт Актау» территории грузового района «Баутино», АО «НК «АМТП» и ТОО «Порт Курык».
По воздушному транспорту:
1. Упрощен порядок обременения и отчуждения стратегических объектов аэропортов, из перечня стратегических объектов выведен имущественный комплекс аэропортов;
2. В рамках поддержки отечественных аэропортов, утверждены Правила субсидирования аэропортов, находящихся в коммунальной собственности, с пассажиропотоком менее двухсот тысяч пассажиров в год.
По железнодорожному транспорту:
- Оказана поддержка отечественным импортерам в ускорении доставки грузов в контейнерах из/через Китай: 2021 год – порядка 9 000 конт. в ДФЭ, 2022 год – более 1000 конт. в ДФЭ.
- Обеспечена отмена начисленных штрафов со стороны АО «КТЖ-Грузовые перевозки» за простой транзитных вагонов в период действия режима ЧП.
Медицина
На протяжении 2022 - 2023 годов Национальной палатой была проведена большая работа по исключению барьеров, препятствующих развитию частного сектора здравоохранения.
Так, в 2022 году
- Были введены прямые договора между Фондом социального медицинского страхования и стоматологиями, что позволило стоматологиям самостоятельно получать и контролировать годовой объем оказания услуг бюджет, которого составил 33,4 млрд. тг
- Также, был предоставлен доступ к закупу мед услуг в рамках ГОБМП/ОСМС без обязательного включения в региональный перспективный план развития, что позволило сохранить деятельность действующих и новых ПМСП
- Кроме того, был обеспечен доступ частного сектора к проведению пренатального скрининга наравне с государственными, что позволило частным лабораториям получить дополнительное финансирование. Финансирование на антенатальное наблюдение в 2022 году составило 36,4 млрд.тг
В 2023 году
- Были разработаны и внесены поправки в Законодательство РК по консолидации бюджетов ГОБМП/ОСМС. Объединение финансовых потоков в единый пул позволит заключать один договор с Фондом социального мед страхования, вместо 4 или 15.
- Из правил закупа мед услуг в рамках ГОБМП/ОСМС исключены требования в части:
- установления предела объема клинико-диагностических услуг, передаваемых на со исполнение, что исключило обязательность открытия клинико - диагностических отделений при ПМСП
- исключено требование обязательного наличия не менее 10 000 человек прикрепленного населения для новых ПМСП
- Сохранен доступ дневных стационаров без прикрепленного населения к закупкам в рамках ГОБМП/ОСМС путем внесения изменений в соответствующие НПА. Достигнутые результаты позволили сохранить стабильную деятельность порядка 400 медицинских организаций.
Вместе с тем, на сегодняшний день в работе Национальной палаты находятся вопросы по:
- Полному пересмотру системы финансирования медицинских организаций, оказывающих услуги в рамках ГОБМП/ОСМС, а также пересмотра механизмов планирования объемов закупа мед услуг и их тарифообразования
- Кроме того, на постоянной основе в работе находятся вопросы расширения доступа частного сектора к оказанию услуг.
Также Национальной палатой не малое внимание уделяется вопросам развития отечественной фармацевтической промышленности.
Так, в 2022 году достигнуты следующие результаты:
- Введено поэтапное дерегулирование предельных цен на ЛС в оптовом и розничном сегментах (на I этапе на 130 ЛС (2022-2023), на II этапе с 1 января 2024 года планируется отпустить цены на безрецептурные ЛС)
- Сокращен список ЛС, подлежащих обязательной маркировке на I этапе (с 930 ЛС до 90 ЛС)
- Исключено внедрение НДС при реализации фармацевтической продукции, что предотвратило увеличение стоимости фарм продукции.
В 2023 г.
- Прослеживаемость ЛС перенесена на 1 июля 2024 года
- Сохранена национальная регистрация ЛС/МИ через утверждение Перечня стратегически важных ЛС/МИ. Вместе с тем, вопрос еще прорабатывается в рамках ЕАЭС
- Исключено установление предельных цен на мед технику для строящихся объектов здравоохранения
- Сокращен срок анализа предельных цен на мед технику выдаваемого НЦЭЛС (с 60 дн до 20 дн)
- Поддержано добровольное соблюдение стандартов GPP для аптек, что позволит сохранить стабильную деятельность порядка 9 тыс аптек. Хотим отдельно поблагодарить депутатов поддержавших данную инициативу в рамках Законопроекта.
На сегодняшний день, в работе Национальной палаты остаются следующие вопросы:
- Оптимизация процессов выхода ЛС/МИ на рынок РК и их оцифровка (мероприятия включены в Дорожную карту МЗ РК с АЗРК, НПП РК соиполнитель мероприятий)
- Пересмотр методик ценообразования ЛС/МИ с их последующей оцифровкой
- Введение норм по поддержки ОТП в рамках государственного закупа
- Нормативное разделение регулирования ЛС и МИ и др.
Также хотелось бы отметить еженедельную площадку по решению проблемных вопросов бизнеса с участием Ерулана Кенжебековича Жамаубаева, в рамках которой решены часть вопросов, а именно:
- Предоставления возможности направления на дневные стационары по направлениям профильных специалистов, что позволит сохранить деятельность дневных стационаров.
- Предоставления возможности закупа ЛС/МИ для лечения орфанных заболеваний у отечественных или иностранных товаропроизводителей способом из одного источника;
- Исключения расторжения договора поставки Единым дистрибьютором в одностороннем порядке, при изменении МЗ РК предельной цены на ЛС/МИ в сторону уменьшения в ходе исполнения договора поставки;
- Исключения удержания Единым дистрибьютором банковской гарантии потенциального поставщика при его отказе на уменьшение цены на поставляемые ЛС/МИ
Энергетика и ЖКХ
Основные проблемные вопросы электроэнергетической отрасли подняты на Совете отечественных предпринимателей 23 сентября 2022 года под председательством Премьер-министра РК Смаилова А.А. По 6 вопросам из 10 имеются положительные решения, это:
- Развитие отечественного энергомашиностроения;
- Повышение энергоустойчивости и надежности энергоснабжения Мангистауской области и всего Западного региона Казахстана;
- Кадровый дефицит в энергетической отрасли
- Ограниченность мероприятий, финансируемых рынком мощности;
- Отсутствие Схем теплоснабжения в регионах;
- Экологические мероприятий энергопредприятий;
3 Вопросы сняты с контроля по инициативе гос. органов, но НПП неоднократно была против снять с контроля следующие вопросы:
- Ограничения развития рынка тепла из-за подходов тарифообразования;
- Отсутствие Единого государственного регулятора по вопросам энергетики;
- Стратегическое видение развития отрасли.
По 1 (одному) не решенному вопросу касательно проведения энергетической экспертизы перед подключением электроустановок потребителей продолжается работа с Министерством энергетики РК.
Достигнуты результаты по вопросу Классификатора основных фондов (КОФ), а именно отнесение оборудования для выработки и преобразования электрической энергии (турбоагрегаты, ветровые турбины, котловое оборудование и т.д.) к сооружениям или к оборудованию с последующим обязательством оплаты имущественного налога, КПН и штрафов за неуплату указанных налогов.
Вопрос разрешен в интересах отрасли, снижением налоговой нагрузки для энергопроизводящих организаций (ЭПО), в 2022г. сумма отмененных доначислении по налогам для 47 ЭПО, составила порядка 330 млрд. тенге.
Вопрос по оплате труда и кадровым вопросам субъектов естественных монополий, разрешен в части изменения тарифа до истечения его срока действия при повышении заработной платы до среднемесячного отраслевого уровня в регионе, где средняя заработанная плата энергетиков была ниже на 26% относительно средней зарплаты по стране.
Вопрос по Тарифообразованию гидроэлектростанции (ГЭС), по итогам совместной работы с рынком электроэнергетики и Министерством энергетики РК, для ГЭС установлен фиксированный тариф и предельная аукционная цена на уровне 41,23 тенге/кВтч, что соответствует ожиданиям рынка.
Вопрос касательно Лимитированного объема инвестиций на рынке мощности, решен в пользу рынка, объём инвестиций увеличен до 400%, т.е. рост с 31,5 млрд тенге на более 400 млрд.тенге.
Вместе с тем, имеются проблемы в отрасли электроэнергетики и коммунального хозяйства, назову 3 основные проблемы, это:
- Создание Единого государственного регулятора по вопросам электро и теплоэнергетики по принципу «одного окна»;
- Вопрос льготного кредитования для энергетической отрасли;
- Снижение показателей энергопотребления и энергоемкости.
Над решением этих вопросов НПП «Атамекен» совместно с рынком продолжит работу.
Оставьте комментарий:
Комментарии: