Повышение ставки НДС: Почему бизнес против?
Министерство национальной экономики предлагает повысить ставку НДС с 12 до 16% в рамках нового Налогового кодекса, который должен вступить в силу в 2025 году. Таким образом Министерство преследует цель пополнения бюджета на дополнительные 2-2,4 трлн тенге, что в свою очередь заменит целевой трансферт, который сейчас берется из средств Нацфонда.
Тем временем бизнес в лице Нацпалаты «Атамекен» выступает категорически против. Для увеличения собираемости налогов Нацпалата предлагает, наоборот, снизить ставку НДС до 10%.
Практика показывает, что такая мера может повысить собираемость налогов, а также снизить теневые потоки денежных средств. Кроме того, большие резервы можно изыскать путем стимулирования инвестиций и оптимизации расходов бюджета.
Текущее состояние экономики РК
По данным Бюро национальной статистики, среднегодовые темпы роста ВВП упали со 109,6 в начале 2000-х годов до 102,7 в последние годы. При этом отрасли «Горнодобывающая промышленность» и «Торговля» потеряли свое значение как драйверы роста национальной экономики, а новых источников роста не появилось.
Уровень кредитования бизнеса снизился в 4 раза за последние 15 лет - с 39% к ВВП в 2007 году до 9,3% в 2022 году. Соотношение объема денежной массы (агрегат М3) к ВВП не растет с 2009 года, то есть уже практически 14 лет.
Уровень инвестиций в основной капитал уменьшился вдвое (с 32% к ВВП в 2005 году до 14,7% в 2022 году), а по средним предприятиям в 5 раз (с 5,2% к ВВП до 0,9%).
В 2022 году степень износа основных средств составила 47,2%, что является максимальным показателем за последние годы. Как результат износа основных средств и отсутствия масштабной модернизации оборудования производительность труда стагнирует с 2010 года.
В 2022 году размер чистых прямых инвестиций в Казахстан по сравнению с 2012 годом снизился в 2 раза (с 13,3 млрд до 6,1 млрд долларов США), доля инвестиций в ВВП сократилась с 6,4% до 2,7% соответственно.
За последние 20 лет экономика Казахстана переместилась с 56-й на 77-ю позицию в рейтинге ECI (Economic complexity index - индекс экономической сложности, демонстрирующий диверсификацию производства и ситуацию с выпуском сложных продуктов). Чем ниже экономическая сложность, тем ниже темпы роста экономики, ниже уровень диверсификации производства, больше увеличение неравенства в экономике.
Повышение ставки НДС усилит риски перехода в «теневой» бизнес
Начиная с 2001 года по 2008 год включительно Казахстан постепенно снижал ставку НДС: первоначально с 20% до 16%, а затем с 16 % до 12%.
Анализ предыдущего изменения ставки НДС (с поэтапным снижением) показывает значительное налоговой базы, ввиду выхода бизнеса из «теневого» оборота в легальное поле. И наоборот, увеличение ставки до 16% увеличит риск перехода плательщиков НДС в «теневой» формат ведения бизнеса.
Последствия для экономики Казахстана
По предварительным расчетам «Атамекена», повышение ставки НДС приведет к росту издержек в отраслях, производящих конечную продукцию, ускорению темпов инфляции, снижению покупательской способности и потребительского спроса. В целом негативно отразится на деловой активности и региональной конкурентоспособности отечественных производителей.
В отечественной истории еще не было прецедентов поднятия ставки НДС, что затрудняет корректность оценки определения её влияния на рост национальной экономики. Вместе с тем, мы можем ориентироваться на опыт РФ, где с 01.01.2019 г. ставка НДС была повышена с 18% до 20%, при этом по оценке Банка России такое увеличение с учетом факторов, связанных со структурой налогообложения, поведением домашних хозяйств, производителей и продавцов дает интервал оценок вклада НДС в инфляцию 0,6-1,5 процентных пункта («Доклад об оценке влияния повышения основной ставки НДС на инфляцию». Банк России, август 2018). Применение такого подхода к повышению ставки НДС в Казахстане с 12% до 16% дает коридор в 1,2-3 п.п.
Также следует отметить тенденцию усиления инфляции в РФ в текущем году, что вынудило Банк России в конце октября поднять ключевую ставку до 15%. По комментариям главы Банка России текущая ценовая динамика как минимум в 2 раза превышает целевой показатель, ценовые ожидания предприятий близки к максимальным значениям за последние несколько лет. И по заключениям экспертов данное повышение ставки не последнее. Между тем, усиление инфляции в РФ неизбежно усилит инфляционное давление в Казахстане через канал импорта.
Опыт стран, которые повышали ставку НДС, показывает, что рост цен в экономике начинается заранее, еще до того, как ставка будет повышена. Следовательно, ускорение инфляции начнется уже в 2023-2024 годах, что ставит под угрозу исполнения поручения Главы государства о снижении уровня инфляции в 2 раза.
Также следует отметить, что повышение ставки НДС с 12% до 16% приведет к снижению темпов роста ВВП в реальном выражении на 1% в год. Такие прогнозы ставят под угрозу реализацию поручения Главы государства об удвоении объема экономики.
Другим немаловажным обстоятельством является то, что столь существенное повышение ставки НДС приведет к потере Казахстаном статуса страны с наименьшей в регионе налоговой нагрузкой на экономику, что неизбежно негативно отразится на такой стратегической задаче, поставленной Главой государства, как привлечение иностранных прямых инвестиций.
Что может сделать государство?
В текущих экономических реалиях, когда бизнесу хронически не хватает «длинных денег», в условиях сокращения инвестиций, низкого платежеспособного спроса и отсутствия условий для технологической модернизации, проблема пополнения бюджета ни в коем случае не должна решаться просто механическим повышением налоговой нагрузки.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предлагает в первую очередь рассмотреть альтернативные варианты, не влекущие рост налоговой нагрузки.
Такие как не увеличение, а наоборот - снижение ставки НДС, что увеличит поступление налога за счет эффекта опережающего роста налоговой базы, повышение эффективности бюджетных расходов и бюджетных инвестиций, решение проблемы нехватки «длинных денег», развитие инфраструктуры и «расшивки» прочих «узких» мест.
Мощнейший толчок росту экономики может и должен быть дан за счет ее разгосударствления и демонополизации. Так, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) на долю госпредприятий и бюджетных структур приходится от 30% до 40% ВВП (Комплексный страновой обзор Казахстана, 2016г.*).
По данным госорганов, озвученным публично, 80% оптового рынка ГСМ контролируется государством, которое доминирует в нефтяной сфере от добычи до реализации ГСМ. На рынке авиаперевозок доминирует национальный авиаперевозчик и аффилированные с ним компании, которые полностью контролируют спрос и предложение. На рынке телекоммуникаций доля государства увеличилась до 75%, более 95% на рынке ж/д перевозок, куда доступ частным перевозчикам до сих пор ограничен. Государство занимает уже более 60% рынка ипотечного кредитования, чему способствует действующий запрет на участие БВУ в системе жилищных сбережений. На рынке лекарственных средств присутствует госоператор, осуществляется тотальное госрегулирование цен на лекарства, имеется неравный доступ и картелизация.
Глубоко убеждены, что пополнение бюджета за счет рост экономики путем её разгосударствления и демонополизации, решения проблем с длительным и устойчивым финансированием экономики, снятием инфраструктурных и регуляторных ограничений отвечает духу Жана Казахстана, отвечает идеологии устойчивого развития, соответствует интересам и государства, и общества, и бизнеса.
Оставьте комментарий:
Комментарии: