Новый закон о госзакупках: чего хочет бизнес?
В Казахстане разрабатывают новый Закон о государственных закупках. Несмотря на то, что законопроект уже поступил в Мажилис, предприниматели не удовлетворены его содержанием и считают, что проект не содержит кардинальных изменений. Количество норм Закона сократилось вдвое, а из 71 предложения, выдвинутого Нацпалатой «Атамекен» полностью приняты только 22. 5 замечаний приняты частично.
В НПП отмечают, в настоящее время усматривается наличие «конфликта интересов», ведь на каждом этапе закупок задействованы только Комитеты Минфина. Во избежание данной ситуации Нацпалата предлагает передать функции по регулированию закупок и методологическому обеспечению в другой государственный орган, обеспечив тем самым прозрачный механизм.
Также по словам управляющего директора – директора департамента регулируемых закупок НПП «Атамекен» Руслана Шокаева, одна из главных проблем действующего законодательства – это кабальные условия договоров со стороны квазигосударственных и государственных учреждений.
«Заказчик может отказаться от договора в одностороннем порядке, ссылаясь на его нецелесообразность. А поставщики вложили средства, понесли расходы, но им отказывают в выплате. То же самое касается и одностороннего расторжения договора при просрочке исполнения договорных обязательств. Однако, если поставщик откажется от договора, то ему грозит штраф, возмещение убытков, репутационные потери и будущие проблемы участия в закупках», - рассказал Шокаев.
Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством о государственных закупках, существует понятие «реестр недобросовестных участников государственных закупок», который представляет собой перечень поставщиков, не исполнивших свои договорные обязательства или уклонившихся от заключения договора. В свою очередь, в отношении заказчиков мер ответственности не предусмотрено.
Также остается непонятным, как именно будет достигаться приоритет качества над ценой. Проект Закона дополнен только принципом осуществления госзакупок «оптимального и эффективного расходования денег, используемых для закупок, в том числе путем обеспечения соотношения цены и качества закупаемых товаров, работ и услуг».
Кроме того, инициативу Нацпалаты предпринимателей о создании института независимого мониторинга госзакупок для отслеживания законности соблюдения норм посчитали излишней.
Вместе с тем, в различных источниках публикуется информация о том, что по территории Казахстана закупаются товары, работы и услуги без потребности, что указывает на необходимость регулярного мониторинга объявлений о проведении государственных закупок на законодательном уровне.
В настоящее время проект Закона находится в Мажилисе на стадии рассмотрения. Несмотря на то, что некоторые предложения бизнеса не попали в него, Нацпалата «Атамекен» намерена обсуждать более детальные предложения в проект Правил к Закону.
Оставьте комментарий:
Комментарии: