Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Нацпалата, МТИ и КТЖ разработают план поставок экспортных товаров

06 Октября 2023
8943 просмотров

Приоритетность транспортировки грузов по железной дороге обсудили на заседании штаба по вопросам экспорта под председательством председателя президиума НПП «Атамекен» Раимбека Баталова и министра торговли и интеграции РК Армана Шаккалиева.

Сегодня основной объем готовой казахстанской продукции отправляется в Россию, страны Европейского Союза, Узбекистан и Китай. Порядка 60% экспортного грузопотока приходится на уголь, нефтепродукты, руды цветных металлов, удобрения и прокат плоский.

«Мы видим, что общая пропускная способность железных дорог по итогам прошлого года составляет 196 млн тонн – это расчётные данные. При этом нужно учитывать сезонность перевозки грузов: почти 40 процентов экспорта приходится на 4 квартал. Чтобы упорядочить грузоперевозки по железной дороге нам нужно совместно расставить приоритеты. КТЖ, как и любая структура, хочет работать предсказуемо и на плановой основе. Поэтому необходимо разработать методику, как в условиях нехватки подвижного состава обеспечить оптимизацию плана перевозок экпортных товаров. Это ключевой вопрос», – обратился к участникам заседания Арман Шаккалиев.

При разработке плана предлагается сфокусироваться в первую очередь на обработанной продукции и товарах с высокой экспортной эффективностью в определенные сезоны. По расчетным данным QazTrade, в перечень приоритетных можно включить масла и жиры, продукцию мукомольной промышленности, мучные изделия, металлы основные, товары машиностроительной отрасли, удобрения и напитки.

Управляющий директор по производственным процессам АО НК КТЖ Бауыржан Урынбасаров, подтвердил наличие диспропорций в грузоперевозках по железной дороге.  

«В мае - середине июня у нас отмечается спад по перевозкам. Стабильны только поставки отрасли машиностроения. По остальным коэффициент низкий. В целом, за 9 месяцев 2023 года общий объем экспорта железнодорожным транспортом вырос на 7,4% и составил 62,9 млн тонн. Из них наибольший рост показала железная руда – 2 млн тонн, зерно 2 млн тонн, неплохие результаты показали наши экспортеры по химикатам, удобрениям и цветной руде», – констатировал представитель КТЖ.

Он также сообщил, что сейчас в национальной компании создана рабочая группа по разработке Программы динамической модели загрузки инфраструктуры по аналогии с соседней Россией. В документе будет учитываться специфика казахстанских железных дорог и пропускная мощность, а также приоритетность грузов и направлений.

«До этого момента нам совместно с представителями бизнеса на заседании штаба необходимо определить приоритеты и перечень товаров», – сказал Бауыржан Урынбасаров.

Что касается поставок экспортных товаров в Китай через станцию Алашанькоу, то, по информации КТЖ, ситуация по приему контейнерных поездов улучшится в ноябре, когда завершится реконструкция перегрузочных терминалов. 

«Суть сегодняшнего заседания штаба – это определение паритетов и приоритетов. Наш штаб должен четко контролировать паритеты транзита и экспорта, а также приоритеты по вагонам. Чтобы в ближайшее время сформировать план вагонов на ноябрь. Мы со своей стороны, как Национальная палата предпринимателей, готовы консолидированно дать предложения по направлениям грузов растениеводческой продукции, зерна и ГМК, отработать планы с нашими товаропроизводителями», – отметил председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов.

Глава НПП, также поднял тему обеспечения экспортных поставок фуражного зерна, которого в силу погодных условий в этом году у наших товаропроизводителей оказалось много.

По итогам заседания представители бизнеса договорились предоставить планы на ноябрь по железнодорожным поставкам экспортных грузов в КТЖ до 11 октября 2023 года в соответствии с правилами.

«До 11 октября НПП предоставит консолидированный план вагонов на ноябрь.  Сейчас мы должны вместе договориться и сказать, какая ранжировка по видам и объемам товаров идет, по каким направлениям нам нужен экспорт, чтобы все эти данные включить в программу динамической модели загрузки инфраструктуры. Пока этой программы нет, мы, как штаб по вопросам оптимизации перевозок, будем определять приоритетность в ручном режиме, а КТЖ будет ориентироваться на этот план», – резюмировал министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры