«Повышение ставки НДС вызовет новый виток инфляции»: предприниматели ВКО
Отечественные товаропроизводители из разных сфер бизнеса Восточно-Казахстанской области сообщили о рисках и ожидаемых последствиях повышения ставки НДС. Все они прогнозируют резкий скачок цен на продукцию и, как следствие, запуск в стране очередного инфляционного процесса.
В Восточно-Казахстанской области бизнес-сообщество обеспокоено инициативой Министерства национальной экономики по изменению ставки налога на добавленную стоимость – с 2025 года ее намерены поднять с 12% до 16%.
Разработчик проекта нового Налогового кодекса предполагает, что это позволит увеличить поступления в бюджет и повысить конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортными. Но бизнес-сообщество как производитель вышеуказанных товаров имеет в корне отличное мнение на этот счет.
В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области озвучили мнения предпринимателей из разных сфер бизнеса касательно предлагаемого нововведения.
Евгений Черкашин – известный в своем регионе представитель средств массовой информации, с 2007 года занимается выпуском популярных в ВКО печатных изданий «Мой город», «Мой край», «Мой город Риддер», «Мой город Зыряновск», а также новостных сайтов Yk-news.kz, Moy-gorod.kz и др. Предприниматель считает, что повышение ставки НДС в целях дополнительного пополнения бюджета принесет обратный эффект.
Евгений Черкашин, руководитель ТОО «Издательский дом «Регион» (выпуск печатных и электронных средств массовой информации):
«Я не противник повышения ставки НДС: понимаю, что есть в государстве острая необходимость пополнения бюджета. И не воспринимаю это как абсолютное зло, особенно в условиях, когда заявляется о применении дифференцированной ставки по корпоративному налогу. Если эта дифференцированная ставка будет иметь четко выраженный эффект компенсации для предприятий малого и среднего бизнеса, то всё нормально. Но вот какие вижу риски.
Первое: хватит ли нашему Правительству компетенций сделать это так, чтобы получить желаемый эффект, когда с одной стороны пополняется бюджет, с другой – не происходит удушение малого и среднего бизнеса?
Второй момент, на который бы я хотел обратить внимание, – это ставка рефинансирования. Она у нас одна из самых высоких в мире. Это означает очень высокую стоимость кредитов в банках. Соответственно бизнес, который нацелен на формирование реальных производств, сейчас испытывает острейший дефицит в доступных кредитных средствах. И рост ставки НДС вкупе с высокой ставкой рефинансирования формирует критически сложную бизнес-среду, повторюсь, прежде всего для тех, кто занимается реальным производством.
И третий момент. НДС в любом случае ляжет бременем на конечного потребителя. Я сомневаюсь, что пострадают те, кто занимается производством товаров первой необходимости, люди в любом случае будут их покупать. Но когда стоимость этих товаров вырастет, мы должны будем говорить о снижении покупательной способности населения. Есть вероятность, что пострадает бизнес, который оказывает услуги или производит товары не первой необходимости.
Проводя такого рода реформы, нельзя допустить банкротства предприятий малого и среднего бизнеса, потому что мы начнем терять местное содержание, что в совокупности приведет к потере определенного объема налоговых поступлений и росту социальной напряженности. Поэтому хотелось бы, чтобы Правительство представило проект в полном объеме, когда будут видны и понятны эффекты компенсации и переливания бюджетных средств. Чтобы мы не обсуждали поверхностно столь серьезную тему, а дискутировали предметно, на уровне фактов и цифр».
Алия Адамова вот уже несколько лет возрождает знаменитую швейную фабрику «Рассвет» в Усть-Каменогорске, занимается пошивом различных изделий и выпускает собственную линию одежды для детей с особыми потребностями. По ее мнению, после повышения ставки НДС добросовестный бизнес начнет уходить «в тень», чтобы хоть как-то обезопасить себя от убытков.
Алия Адамова, руководитель ТОО «Производственно-коммерческое предприятие «Рауан» (производство швейных изделий):
«Рост ставки НДС приведет к повышению стоимости товаров. Мы как социальное предприятие вынуждены будем поднять цену на товар, который предназначен для уязвимых категорий населения, то есть это сразу будет непродаваемость нашего товара. Соответственно он у нас будет залеживаться на складах, и это приведет, конечно, к убыткам большим.
Во-вторых, на мой взгляд, рост ставки НДС приведет к повышению инфляции, это однозначно.
В-третьих, все предприятия, которые сейчас работают честно, у которых вся бухгалтерия «прозрачная», начнут уходить «в тень», чтобы не всю свою продукцию облагать НДС.
Я категорически против увеличения НДС! В период экономического кризиса, наоборот, первой мерой государственной поддержки должно быть снижение НДС, чтобы поддержать бизнес, чтобы мы могли дальше выживать. Представьте, если сейчас все предприятия, которые выпускают продукты питания и которые все платят НДС, поднимут цены! Цены вырастут сразу на всё – даже на хлеб и на все товары первой необходимости».
Лидия Бендюкова 17 лет работает в сфере изготовления наружной рекламы, собственный бизнес вместе с супругом открыла в 2019 году. Она убеждена, что увеличение налоговой нагрузки вынудит бизнес поднимать цены на свою продукцию и услуги, в результате чего произойдет значительный отток клиентов и, как следствие, разорение малых предприятий.
Лидия Бендюкова, руководитель ТОО «Рекламно-производственная компания «Lime» (производство наружной рекламы):
«Нам при таких условиях балансировать будет очень сложно. Придется сокращать работников, чтобы бюджет фирмы сохранить, и поднимать стоимость услуг, потому что все наши расходы включаются в стоимость каждой услуги. И клиенты начнут просто отказываться от наших услуг!
Соответственно, нам придется закупать сырьё дешевле, но работа с такими исходными материалами неизбежно приведет к снижению качества выпускаемой продукции. К тому же с ними работать очень сложно, у нас не каждый работник умеет работать с дешевыми материалами... Мы изготовим дешевую вывеску, дешевый баннер, но он не долго провисит, соответственно отзывы о нашей фирме будут не очень хорошие. Конечно, «сарафанное радио» нам такое не нужно.
Исходя из этого всего, вывод один: какой смысл тогда держать эту фирму, если она не будет приносить никакого дохода, а будет приносить только убытки и в конечном итоге разорение?!»
Оставьте комментарий:
Комментарии: