Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Как продвинуть национальный бренд и во что обойдется бизнесу модернизация рынков?

14 Февраля 2023
- Восточно-Казахстанская область
3201 просмотров

Вопросы обязательной модернизации торговых рынков и реализации программы «Сделано в Казахстане» подняли предприниматели на заседании комитета услуг и торговли Палаты предпринимателей Восточно-Казахстанской области. Для успешного воплощения в жизнь данных проектов рынкам требуются «длинные» льготные кредиты, а объектам розничной торговли – грамотная маркетинговая кампания.

 

В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области прошло заседание комитета услуг и торговли под председательством члена Регионального совета Романа Честных. В нем приняли участие предприниматели – члены комитета, директор ПП ВКО Кайрат Мамырбаев, руководитель отдела реализации государственной торговой политики Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО (УПИИР) Анна Жанайдарова и более 15 владельцев магазинов «у дома» из районов и областного центра.

Директор ТОО «Рынок «Заречный» Расул Манапов озвучил проблемы бизнеса в связи с требованием государства об обязательной модернизации торговых рынков, которое уже действует для городов республиканского значения, а с 2025 года начнет действовать и для областных центров Казахстана.

«У нас по рынку «Заречный» имеется разработанная проектно-сметная документация на строительство современного торгового центра, ориентировочная стоимость которого составит около 1 млрд тенге. Это будет двухэтажное здание общей площадью более 3 тысяч квадратных метров. Но на сегодняшний день мы столкнулись с проблемой отсутствия заемных средств, удобных для реализации данного проекта. Мы все понимаем, что рынки можно даже приравнять к социальным объектам, так как у нас около 600 арендаторов имеется – это малые предприниматели, которые с небольшим оборотом работают и содержат свои семьи», – рассказал Расул Манапов.

Арендная плата у предпринимателей, торгующих на рынке, составляет от 1,5 до 3 тысяч тенге за квадратный метр. И если предприятие оформит кредит в рамках Национального проекта по развитию предпринимательства на 5 лет, ежемесячный взнос в БВУ должен будет составить порядка 20-25 млн тенге ежемесячно, что является совершенно неподъемной суммой. В случае же увеличения арендной платы мелкий бизнес будет вынужден покинуть рынок, сюда придется заводить субъектов среднего и крупного бизнеса, а целая масса народа останется не у дел, что грозит социальной напряженностью в обществе.

Директор Палаты предпринимателей ВКО напомнил, что соответствующие изменения были внесены в Закон РК «О регулировании торговой деятельности», однако из Нацпроекта в настоящее время убрали все виды торговли, при этом обязательств по приведению рынков в соответствие современным стандартам с предпринимателей никто не снимал. Кайрат Мамырбаев считает, что помимо льготного кредитования рынки нуждаются в возмещении затрат по строительно-монтажным работам в ходе проведения модернизации.

«В связи с этим мы обращались неоднократно, чтобы именно для рынков предусмотрели одну программу финансирования, с длительным сроком до 10 лет, ставкой 6% и льготным периодом до двух лет. Если была бы такая программа именно для рынков, то я думаю, что мы смогли бы безболезненно для всех провести модернизацию», – заверил Расул Манапов.

Эксперт Департамента торговли НПП «Атамекен» Алибек Момынбеков сообщил участникам встречи о том, что в настоящее время Министерство торговли и интеграции (МТИ) разрабатывает дорожную карту по модернизации рынков, в которую можно вносить изменения. Со своей стороны Нацпалата официально обращалась в Сенат Парламента и МТИ по вопросам продления сроков модернизации, но предприниматели из регионов до настоящего времени не поднимали данный вопрос.

«На сегодняшний день дорожную карту мы согласовали, и я думаю, ее утверждать в свое время спустят местным исполнительным органам. И в саму дорожную карту мы посадили один пункт: «Оказание предпринимателям мер финансовой поддержки». Мы это объясняли так: «Если вы эту дорожную карту утверждаете, соответственно она должна быть с мерами господдержки для рынков в том числе». Сейчас вместе с госорганом прорабатываем этот вопрос», – проинформировал Алибек Момынбеков.

По итогам рассмотрения вопроса члены комитета поручили Палате предпринимателей ВКО собрать сведения обо всех рынках областного центра ВКО и направить их в НПП вместе с предложениями по внесению изменений в дорожную карту с обоснованием социальной составляющей.

Второй темой заседания стало обсуждение концепции национального проекта «Қазақстанда жасалған» («Сделано в Казахстане») на 2023-2024 годы.

«Суть этой программы в том, чтобы привлечь наших местных производителей, которые находятся в Республике, сельское хозяйство и все, что производится в Казахстане, и чтобы дать дотации, субсидии сельскому хозяйству, другим предприятиям, и чтобы процент произведенного в РК товара на наших полках вырос на 15-20%. Ну, они в программе ставят, чтобы 50% торговые площади занимали в магазинах за год. Я думаю, что за один год такую программу освоить – это просто нереально. Но самый главный вопрос: почему в этой программе Минторговли делает акцент на торговые сети крупные, супермаркеты? Опять почему-то в этой программе, которая привлекает большие деньги и в сельское хозяйство и других товаропроизводителей, акцент делается на ОТП и на большие торговые сети. А ведь и рынки можно было тоже привлечь, и розничную торговлю – мелкий бизнес», – обрисовал ситуацию член комитета услуг и торговли, председатель ВКО филиала «Ассоциации торговых предприятий Казахстана» Владимир Бердник.

Спикер озвучил позицию владельцев магазинов «у дома» касательно необходимости дотирования сферы торговли для реализации данного проекта, поскольку предприниматели в условиях рынка сами решают, что им более выгодно продавать, и если условия программы не предполагают извлечение прибыли – мало кто захочет принимать в ней участие.

Обсудив несколько вариантов привлечения субсидий в сферу торговли, члены комитета сошлись во мнении, что на данном этапе необходимо дать предложение разработчикам дорожной карты касательно маркетинговой составляющей. Эту мысль высказала представитель УПИИР Анна Жанайдарова, и предприниматели полностью ее поддержали.

«У нас ни в одном НПА нет части затрат, которая бы могла субсидироваться, которая будет тратиться и производителями, и в розничной реализации, и сетями, и небольшими магазинами – именно маркетинг. То есть даже для того, чтобы выложить нашу молочную продукцию – это должен быть отдельный холодильник, какие-то полки, которые должны быть брендированы, то есть оформлены соответствующим образом. Это все дополнительные затраты. То же самое и в производстве. Для того чтобы элементарно напечатать вот эту этикету «Қазақстанда жасалған» – это тоже дополнительные затраты. Наше предложение – чтобы была возможность предоставления каких-то субсидий, льгот именно при маркетинговых услугах – и в розничной торговле, и при производстве», – аргументировала Анна Жанайдарова.

Действительно, нормативы по размещению товаров ОТП имеются, но как будут оформляться полки и витрины, а главное – за чей счет, ни в каких документах не разъясняется.

В свою очередь член комитета услуг и торговли, член Регионального совета ПП ВКО Азамат Бигалиев подчеркнул необходимость грамотного менеджмента по продвижению и реализации товаров отечественного производства, тем более что в настоящее время в ВКО наблюдается острый дефицит маркетологов и менеджеров.

«Мы говорим про эту программу не потому, что развиваем патриотическое отношение к местному производству, а потому что у нас национальные интересы страдают из-за отсутствия реальных возможностей конкурировать в сфере торговли. И эта программа могла бы помочь именно в конкуренции. Давайте хотя бы попробуем в нее внести изменения в части маркетинга. Нужно четко сформулировать наши предложения по возмещению маркетинговых затрат, может быть, с привязкой к торговой площади, в зависимости от районности и так далее», – подытожил председатель комитета услуг и торговли Роман Честных.

Предложения бизнеса по внесению изменений и дополнений в концепцию проекта «Қазақстанда жасалған» будут сформированы в срок до 1 марта и после детального обсуждения на следующем заседании комитета будут направлены разработчикам проекта через Департамент торговли НПП «Атамекен».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры