«Кодекс добровольных обязательств» подписали производители безалкогольных напитков
Сегодня на площадке Алматинской палаты предпринимателей Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК вновь обратилась к Правительству Казахстана с просьбой не вводить акциз на сахаросодержащие напитки. Ведущие производители сахаросодержащих напитков просят государство не вводить акциз.
Модератор встречи, директор палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов напомнил, что в июле текущего года состоялось заседание Ассоциации по Кодексу добровольных обязательств ответственных производителей безалкогольных напитков соков РК. Целью встречи было определить готовность компаний для подписания компаниями, входящими в Ассоциацию Кодекса.
«Многие знают, что Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК неоднократно обращалась в вышестоящие органы власти, по решению вопроса введения акциза на сахаросодержащие напитки, который инициируется Минздравом РК и заложен в плане мероприятий на 2023 г. к проекту Здоровая нация. Ассоциация писала письма с подробными объяснениями, почему и каким образом введение акциза негативно повлияет на отрасль и экономику Казахстана в целом.
НПП не поддерживает предлагаемые меры, учитывая сложную экономическую ситуацию. В данных условиях эффективным инструментом является саморегулирование отрасли, когда компании делают шаг на встречу к государству, чтобы государство тоже услышало индустрию и не вводило акцизный налог на сахаросодержащие напитки в Казахстане», – отметил Айтуар Кошмамбетов.
Ассоциация представила результаты исследования, проведенного Агентством маркетинговых-решений «JD EXPERT» в 14 областях и 3 городах республиканского значения в этом году. Исследование выявило, что 99% респондентов отметили увеличение стоимости стандартной покупки продуктов в месяц относительно 2-3 лет назад. 40% сказали, что стоимость продуктов выросла в 2 раза и более. Участники исследования отметили, что они снизили объем закупа во всех категориях продуктов. Наиболее сильно пострадали продукты сладкой категории: торты, напитки, сладкая молочка, печенье – до 70% респондентов говорят о частичном или полном отказе от этой категории товаров.
Ассоциация считает, что введение акциза на сахаросодержащие напитки станет убийственным ударом для бизнеса. Глава Ассоциации Алия Мамытбаева отметила, что государственные органы в лице Министерства здравоохранения при поддержке Министерства финансов и национальной экономики по сути предлагают меры уничтожения целой отрасли реального сектора, а положительного эффекта на здоровье нации данная мера не окажет.
Напомним, что 12 октября 2021 года был утвержден Нацпроект «Здоровая нация», в рамках которого имеется мероприятие по введению акциза на сахаросодержащие напитки с 2023 года со ставками 2023 г. – 20%, 2024 г. – 35%, 2025 г. – 45%.
Согласно исследованиям, большие налоги на сладкие соки и газированные напитки - от 20% до 45% - на деле не дают ожидаемого эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом. Потребители переходят на более дешевые, но не менее калорийные продукты. Саморегулирование отрасли признано международными институтами одной из наиболее эффективных мер в борьбе с неинфекционными заболеваниями.
В рамках такого подхода девять ведущих производителей и импортеров безалкогольных напитков в Казахстане, входящих в Ассоциацию производителей безалкогольных напитков и соков РК, подписали «Кодекс добровольных обязательств». Компании обязались снизить среднее содержание добавленного сахара в консолидированном портфолио напитков всех участников на 10% до конца 2026 года. Кодекс при участии Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» подписали компании Coca-Cola, Galanz Bottlers (бренды Маxi Чай, Laimon и другие), Gorilla Asia, Red Bull, Завод безалкогольных напитков ВИЗит (бренды Буратино, Легенда, Aquas и другие), ТОО «Жигалма» (бренд «Компотай»), Либелла Ботлерс (бренды Натура, Libella, Купеческий, Настоящий Квас, Extreme Energy и другие), ТОО «Pure Pack» и ТОО «Рикс» (бренды Dizzy и Generation Z).
Кодекс определяет добровольные правила в отношении базовых принципов и подходов к составу, маркировке и маркетингу безалкогольных напитков (включая рекламу и продвижение на рынке). Компании договорились усилить работу над рецептурой своих напитков, чтобы предлагать потребителям широкую линейку различных продуктов и вкусов, включающих в том числе бескалорийные опции. Производители обязались до конца 2026 года дополнить свой портфель малыми форматами упаковки (0,5 литра или менее) и размещать на упаковке своих напитков полную и достоверную информацию о составе напитка, доступную и понятную для потребителей.
В вопросах продвижения и рекламы подписанты кодекса обязались не размещать рекламу безалкогольных напитков на телевидении, радио или в печатных СМИ, целевая аудитория которых состоит преимущественно из детей до 12 лет. В близости от школ, а также образовательных и культурно-досуговых заведений, ориентированных на работу с детьми до 12 лет, бесплатное представление, дегустация безалкогольных напитков не будет производиться.
Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков РК, а также компании, подписавшие Кодекс, призвали всех остальных производителей безалкогольных напитков принять сформулированные в Кодексе обязательства и способствовать их скорейшему и полноценному внедрению в рыночную практику.
«В нынешних тяжелых экономических условиях члены Ассоциации предлагают не накладывать на производителей и население дополнительный акцизный налог на напитки. Цены на продукты питания, напитки и так повышаются из-за роста цен на сырье, около 70% которого – импортное, усложнения логистических цепочек и роста курса доллара и евро. Если государство хочет поддержать отечественное производство напитков, а также сахарную отрасль, где в ближайшее время планируется построить ещё один завод и полностью обеспечивать страну местным сахаром, то мы предлагаем решить вопрос путём саморегулирования отрасли. Некоторые европейские страны, такие как Великобритания, Норвегия, уже начали отменять введённые ранее налоги на безалкогольные напитки, чтобы поддержать своих производителей», - отметила Алия Мамытбаева, Президент Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков РК.
Алия Мамытбаева отметила, что решение о сокращении сахара далось производителям нелегко. «Сахар в напитках выполняет роль не только гармонизатора вкуса, но и консерванта, стабилизатора. Можно выбрать, сколько ложек сахара положить себе в чай, кофе или компот, которые вы сварили дома, но в случае с бутилированными напитками это не работает. Невозможно просто убрать какое-то количество сахара из произведенного на заводе напитка, не нарушив его вкусовые качества и срок хранения. Казахстанские потребители любят сладкие напитки, поэтому для сохранения сладости необходимо добавлять сахарозаменители. Срок годности такого напитка сразу сокращается практически вдвое. Не все производители могут позволить себе разработку новых рецептур. Это – догоростоящий и длительный процесс. Однако, индустрия пошла на это, чтобы поддержать программу «Здоровая Нация».
Оставьте комментарий:
Комментарии: