Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Атамекен»: «серые» сертификаты из Кыргызстана и России снижают конкурентоспособность казахстанских предпринимателей

21 Сентября 2022
8379 просмотров

Последствия ослабления государственного контроля и надзора за импортом обсудили сегодня в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» в ходе заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП под председательством Каирбека Сулейменова. Совет рассмотрел ограничение конкуренции и предпринимательской деятельности в сфере подтверждения соответствия продукции и рекомендовал министерству торговли и интеграции вынести на уровень Комитета Евразийского экономического союза вопрос о нарушении техрегламентов юридическими и физическими лицами России и Кыргызстана и добиться устранения последствий допущенных нарушений.

Подтверждение соответствия кыргызскими и российскими органами по сертификации превращается в торговлю сертификатами.  Это приводит к легализации и беспрепятственному обращению на территории Казахстана бесконтрольно контрафактной и небезопасной продукции, заявляют в Совете.

Услугами кыргызских компаний активно пользуются и казахстанские предприятия. Документы об оценке соответствия не только для таможенных процедур, но и для выпуска на рынок продукции без проведения испытаний и обследования производства, можно получить за 1–3 дня и по привлекательной цене (30 –50 тыс. тенге), хотя полноценное подтверждение соответствия стоит на порядок выше. Из-за демпинга цен и жестких условий, в которых оказались казахстанские лаборатории, за три года снижение объемов оценки соответствия отечественными органами аккредитации сократилось в два раза.

 

«Отечественная система технического регулирования становится парализованной, а рынок потребления открыт для реализации некачественной продукции. Исправление ситуации требует оперативного разрешения и принятия уполномоченными органами адекватных решений. Положение в отрасли может стать необратимым и непоправимым. Это разрушит систему технического регулирования и приведет к банкротству казахстанских субъектов аккредитации», – отметил Каирбек Сулейменов.                                                                       

В Казахстане органы по подтверждению соответствия, несмотря на финансовую нагрузку, развивают и поддерживают лаборатории, вкладывая собственные трудовые, финансовые и материальные ресурсы. Кроме этого, обеспечивают развитие квалифицированного кадрового потенциала. В отрасли работают 1 500 экспертов, 68 органов по подтверждению соответствия продукции и услуг, 955 испытательных лабораторий и центров.  

По информации национального Реестра Кыргызстана, за семь месяцев (январь-июль) 2022 года, в рамках ЕАЭС, выдано 56 088 документов, из них 28 765 документов выдано по заявкам казахстанских предпринимателей. Казахстаном за данный период выдано 48 602 документа. За семь месяцев 2022 года отток получения сертификатов казахстанскими предпринимателями в Кыргызстане составляет 37,18 %. В результате «миграции» заявителей аннулируется правовая ответственность субъектов аккредитации. На казахстанский рынок прекращается поступление продукции, чье соответствие подтверждено отечественными субъектами аккредитации, отметили на площадке Совета.

Привлечь к ответственности иностранные субъекты аккредитации за нарушения процедур подтверждения невозможно из-за ограничений применения закона по принципу территориальности. Фактически, казахстанские компании по сертификации в своей стране оказались в более жестких условиях, чем иностранные. Их проверяют, наказывают административными штрафами, приостанавливают аттестаты аккредитации. За первое полугодие 2022 года госконтролем проведена 731 проверка. Нарушения выявлены в 507 случаях, выдано 64 предписания, вынесено 81 постановление по делу об административном правонарушении, сумма адмштрафов составила более 65 млн. тенге. В 2021 году Астана и Бишкек договорились решить вопрос по пресечению регистрации и распространению документов об оценке соответствия, выданных с нарушениями. В феврале 2022 года страны начали обмениваться информацией по сертификатам и декларациям, выданным незаконно (без проведения испытаний).

«По обращению Казахстанской ассоциации органов по оценке соответствия, КТРМ отменила 12 деклараций о соответствии (на основе протоколов испытаний российских лабораторий, которые не имеют аккредитацию), на ввезенную электрическую бытовую технику предприятием АО «Technodom Operator». Также, отменены сертификаты соответствия на китайские игрушки, в отношении которых проведен неполный объем испытаний требованиям технического регламента. Ситуация не меняется к лучшему, а наоборот, усугубляется: компании-посредники принимают заявки на сертификацию продукции в Кыргызстане и такая работа поставлена на поток. Немногочисленные заявления от заинтересованных лиц, на основании которых в рамках подписанного Плана мероприятий между уполномоченными органами двух стран в феврале 2022 года, по сути, проблему не решают. Самим КТРМ мероприятия по выявлению документов об оценке соответствия, выданных с нарушениями, не проводятся», – рассказал Серик Торегельдин, президент Казахстанской ассоциации метрологии.

Установление демпинговых цен стало возможным из-за того, что субъекты аккредитации иностранных государств не проводят исследования безопасности импорта. По информации, озвученной сегодня в «Атамекен», всего одна компания «Техно Серт» (резидент Кыргызстана), не имея своей лаборатории для проведения испытаний, в текущем году выдала казахстанским предпринимателям свыше 60 документов о соответствии продукции для реализации на территории Казахстана различных видов электрооборудования, аудио- и видеотехники.

Отечественные субъекты аккредитации, находясь в более жесткой регуляторной среде, оказались в неравном положении по сравнению с субъектами аккредитации России и Кыргызстана. Совет по защите прав предпринимателей отмечает, что проводимая уполномоченным органом реализация государственной политики в области технического регулирования проводилась без учёта формирования законодательства других государств ЕАЭС, а также без детального прогноза возможных рисков и вызовов при внедрении новых инструментов технического регулирования. В частности, работа по цифровизации сертификации и оценки соответствия была внедрена в одностороннем порядке до правовой регламентации ее применения в решениях и правовых актах ЕАЭС, а информационная система «Е-сертификация» до сих пор не доработана.

По мнению экспертов, преждевременное внедрение цифровизации до ее правовой регламентации в документах ЕАЭС и законодательстве других государств, фактически «отпугнула» заказчиков-казахстанских предпринимателей, так как ограничивала их возможность использования сертификатов на территории других стран, что также можно назвать одной из причин их обращения за получением сертификатов по оценке соответствия к органонам аккредитации иностранных государств. Все это, в итоге, ограничивает деятельность казахстанских органов по подтверждению соответствия и снижет конкурентоспособность национальных предпринимателей.

По итогам заседания, Совет рекомендовал Министерству торговли и интеграции подготовить и вынести на рассмотрение Подкомитета при Консультативном комитете в области государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС материалы о нарушениях технических регламентов российскими и кыргызскими юридическими и физическими лицами и добиться принятия мер по пресечению и устранению последствий допущенных нарушений.

Также, при формировании целостной и эффективной политики в сфере технического регулирования и метрологии проводить мониторинг законодательства других государств ЕАЭС и прогнозировать возможные риски при внедрении новых инструментов технического регулирования, чтобы исключить ограничение прав и интересов национальных предпринимателей. Для повышения конкурентоспособности казахстанского бизнеса,  проанализировать квалификационные требования при аккредитации и регуляторные инструменты, предъявляемые к отечественным органам соответствия, чтобы исключить положения, влекущие увеличение на них финансовой или иной нагрузки, чем требования, предъявляемые в соответствии с законодательством государств ЕАЭС и другой международной практики. Минторговли рекомендовано активизировать деятельность госконтроля и надзора, шире применять меры административной и иной ответственности за их нарушение.

Информация о принятых мерах должна быть представлена в Совет не позднее 1 ноября 2022 года.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры