«Атамекен»: бизнес-сообщество выступает за отмену казначейского сопровождения по строительству бюджетных проектов
Национальная палата предпринимателей настаивает на полной отмене системы казначейского сопровождения, которое было внедрено в практику в качестве пилотного проекта в 2017 году как инструмент параллельного развития государства и бизнеса, для взаимодействия и интеграции, а также, контроля за потоком финансовых средств и их более эффективного использования. Бизнес-сообщество считает, что пилотный проект не справился с решением старых проблем и способствовал появлению новых.
Предприниматели еще 5 лет назад заявляли, что механизм казначейского сопровождения далёк от идеала и требует пересмотра на уровне концепции. Однако, проект не был отозван и, напротив, внедрён по всему Казахстану.
«Сейчас, на момент 2022 года, система казначейского сопровождения должна быть полностью ликвидирована. Причин для абсолютного отказа от подобного рода инструментов более чем достаточно. Учитывая, что первоначальный функционал казначейского сопровождения предполагал стимуляцию роста строительного рынка и более эргономичный расход бюджетных средств, следует признать, что система со своими функциями абсолютно не справилась и стала источником проблем, решением которых должна было стать», – комментирует Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
Система контроля финансовых потоков органом государственных доходов, которая предполагалась при введении казначейского сопровождения – нецелесообразна и, фактически, дублирует мониторинг уплаченных налогов, сведениями о которых и так располагают уполномоченные органы, заявляют в Ассоциации Застройщиков Казахстана. Кроме того, показатель уплаченных налогов напрямую влияет на результаты конкурсов государственных закупок, что и так является мотивацией для подрядчика уплатить налоги в полном объеме, отмечает председатель АЗК, Виктор Микрюков.
Одной из проблем, первоисточником которой стало казначейское сопровождение, предприниматели называют задержку платежей. В условиях инфляции, они губительны для сроков и стоимости объектов, подчеркивает Ирина Манжанова. Хотя, предполагалось, что под контролем госргана, через казначейское сопровождение финансирование строительных объектов станет более быстрым и четким.
«На практике оказалось, что государственные органы не готовы применять эффективные инструменты, а бюджетирование не способно совместить чёткий план финансирования и расходы средств по мере реализации тех или иных проектов. Финансы, выделяемые на строительство объектов, находятся на замороженных счетах казначейского сопровождения и никак не работают: ни на государство, ни на бизнес. Такой подход губителен для обеих сторон рыночных отношений, так как одним не позволяет поддерживать финансовый оборот, а других вынуждает работать себе в убыток. Не получая финансирование вовремя, компании вынуждены брать на себя финансовую нагрузку перед банками и выживать в условиях постоянной инфляции», – подчеркивает Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
Негативное влияние казначейского сопровождения в вопросе финансирования часто становится причиной срыва сроков строительства. Это, в свою очередь, ставит под удар подрядчика, который отвечает за всё, что касается сроков сдачи объектов и качества выполненных работ.
«Становящиеся все более и более строгими и жесткими условия казначейского сопровождения, мягко сказать, не соответствуют тенденции развития экономики, о которой не раз говорил Президент в поручениях. Сложность процессов казначейского сопровождения предполагает затягивание не только вопросов финансирования, но и непосредственно – строительных процессов. Система казначейского сопровождения может работать эффективно тогда, и только тогда, когда органы бюджетного планирования работают точно и чётко, когда валюта страны не подвержена девальвации дважды за финансовый год, когда государственная машина не бюрократизирована и когда вопросы коррупционной составляющей не поднимаются на уровне первых лиц. В наших условиях это невозможно, поэтому мы выступаем за полную отмену действующего казначейского сопровождения и введения новых поправок», – заявляет Ирина Манжанова, и.о. Председателя Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
Тотальный контроль, который практикуется при казначейском сопровождении, также не способствует развитию строительной отрасли в целом, настаивают в Национальной палате. Бюрократизация процессов контроля расходов средств, постоянные проверки субподрядчиков, а также, необходимость согласования их замены. Есть случаи, когда компании сталкиваются с вмешательством в хозяйственную деятельность, что несет высокие коррупционные составляющие и не способствует реализации еще одной цели казначейского сопровождения – прозрачности процессов.
Кроме действующего подхода казначейского сопровождения, государство планирует бюрократизировать процедуры еще сильнее, отмечают в отраслевой ассоциации. Вводится дополнительная мера контроля – поправки министерства финансов в приказ от 4 декабря 2014 года №540, по которому генерального подрядчика обяжут перечислять 30% аванса субподрядчикам не только на основании платежного поручения, но и платежного сертификата инжиниринговой компании. Бизнес-сообщество считает поправки безосновательными и уверено, что они негативно скажутся на сроках реализации строительных проектов, а также, на финансовой устойчивости генподрядных организаций. И, в целом, отрицательно отразятся на строительстве бюджетных объектов – в Казахстане уже внедрены и работают несколько информационных систем налогового контроля, которые отслеживают целевое использование средств генеральным подрядчиком. Внедрение дополнительной меры контроля предприниматели считают излишней и неоправданной.
«Внедрение подобных изменений приведет к атрофированию основных функций технического надзора – функции контроля за качеством строительства. Мы считаем, что необходимо вернуть основную направленность деятельности технического надзора с функции контроля за расходованием денежных средств на действительно необходимую и важную, установленную в соответствии с законодательством Республики Казахстан – задачу по обеспечению качества строительства. Выполнение же функций, сверх установленных нормативно-правовыми актами, кроме того, не предполагающих соответствующей дополнительной оплаты, считаем недопустимым», – считает Виктор Микрюков, Председатель Ассоциации Застройщиков Казахстана.
В целом, подчеркивают в НПП, и государству, и бизнесу, нужны быстрые и недорогие решения. Одним из таких решений может стать исключение бюрократических издержек, которое даст старт более динамичному развитию сферы строительства и позволит минимизировать потери финансов, возникающих в связи с инфляционными процессами.
На сегодняшний день, министерство финансов готово частично пересмотреть действующий механизм, путем применения казначейского сопровождения только к авансовым платежам договоров по реализации бюджетных инвестиционных проектов, связанных со строительством. Бизнес-собщество данное предложение не поддерживает и выступает за его полную отмену. Окончательное решение в этом вопросе должно принять Правительство.
Оставьте комментарий:
Комментарии: