«Атамекен»: «хождением по мукам» стало для стройкомпаний подтверждение опыта в госзакупках
Из технических в системные превратились за три года проблемы электронного депозитария министерства финансов, в который строительные компании загружают документы для участия в конкурсах по государственным закупкам. Нацпалата отмечает пассивность ведомства по внесению изменений в нормативные акты.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ – «ЛОВУШКА» ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ:
Ранее, подчеркивают в НПП, у электронного депозитария возникали вопросы технического характера: ошибки в загрузке, большой объем подтверждающих опыт работы документов, нереальность замены или удаления ранее загруженного файла. Главная проблема сегодня – невозможность подтверждения опыта работы.
«Подрядчики и проектировщики должны приложить «свидетельские показания» от двух подтверждающих лиц, подтвердить на портале через ЭЦП или приложить к заявке письмо-подтверждение. С получением подтверждения достоверности ситуация такая же, как со справкой о прописке – ЦОНы уже несколько лет не выдают, а в некоторых организациях или в других странах требуют. К примеру, проектировщикам необходимо подтвердить опыт работы за последние 10 лет, но государственный банк проектов работает с 2021 года. Эти требования не дают поставщикам возможность получить подтверждение опыта работы от заказчиков, Госэкспертизы, Казначейства, частных компаний и компаний квазигосударственного сектора», – прокомментировала Фатима Калтаева, эксперт первой категории департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен».
По мнению «Ассоциации застройщиков Казахстана», заказчики неверно определяют функциональное назначение и подвиды объекта, а также их сложность, что влияет на подтверждение опыта работы и присвоение условных скидок. Застройщики пытаются понять, почему казначейство оказалось конечным органом подтверждения опыта работы в депозитарии, хотя его сотрудники не являются специалистами в вопросах строительства.
«Объекты благоустройства включают в себя малые архитектурные формы, инженерные сети (водоснабжение, электроосвещение, водоотведение), дорожные покрытия и прочее, однако, Казначейство относит наш объект к прочим сооружениям. При этом, в акте ввода объекта в эксплуатацию и ПСД, наш объект отнесен к технически сложным, а Казначейство относит объект к несложным, ссылаясь на то, что объект относится к прочим сооружениям», – рассказала Махаббат Чуманова, эксперт ОЮЛ «Ассоциация застройщиков Казахстана».
Проектировщики же основной проблемой электронного депозитария считают отсутствие сроков подтверждения у заказчиков и Государственной экспертизы. Они заявляют, что заявка проектной организации может долгое время «висеть» в статусе «на подписании» и заказчик не несет ответственность за несвоевременное подтверждение. Из-за этого, некоторые проектировщики, чтобы получить подтверждение начинают «жульничать», то есть, менять, дополнять подвиды деятельности и это уже будет «комплексное проектирование». Этим пользуются недобросовестные проектировщики, заявляют в проектно-конструкторском и изыскательском институте «КазНИПИЭнергопром».
«Следующий момент – это получение подтверждения от частных компаний. Такие компании как «Казахмыс», «ERG» и другие, которые работают на других площадках, вообще не регистрируются на портале госзакупок и не дают подтверждение. То есть, от них нам приходится получать письмо-подтверждение. Но дальше документы на согласование в Казначейство мы отправить не можем. Сам портал госзакупок не позволяет это сделать потому, что необходимо провести подтверждение через ЭЦП. Прикрепить файл мы можем, а вот отправить дальше – нет. По этим причинам очень долгое время заявки проектировщиков висят на портале в статусе «подписан», так как нет полного подтверждения со стороны Казначейства и заказчиков». Поэтому, нужно на портале госзакупок предусмотреть кнопку «подтвердить», – отмечает Клара Токсанбаева, начальник отдела закупок и продаж АО «Институт «КазНИПИЭнергопром».
О системных проблемах подтверждения опыта работы в электронном депозитарии предприниматели говорят более года. НПП выносила вопрос на заседание Комиссии по проблемным вопросам бизнеса под председательством первого заместителя Премьер-Министра Алихана Смаилова 6 мая 2021 года, и по итогам проведенных обсуждений, министерству финансов было поручено рассмотреть эти вопросы. На площадке НПП 11 мая 2021 года была создана специальная рабочая группа по вопросам государственных закупок в строительстве, часть вопросов министерствами была поддержана. Однако, НПП отмечает пассивность со стороны госоргана по внесению изменений в нормативные акты.
Как подчеркивают члены Рабочей группы, бизнес готов ежедневно встречаться с представителями министерства финансов и помогать в поиске решений проблем электронного депозитария. Соответствующие предложения направлены Нацпалатой в ведомство.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ:
Национальной палатой по итогам анализа процесса предоставления документов на портал электронного депозитария определено 12 ключевых проблем:
- Невозможность подтвердить опыт работы из-за отсутствия соответствующих компетенций управлений государственного архитектурно-строительного контроля и архитектуры, градостроительства и земельных отношений.
- Невозможность получить статус «Подтверждено» от заказчиков, экспертизы и ГАСК из-за отсутствия сроков подтверждения, ответственности за сроки подтверждения и необоснованного отклонения заявок. В таком статусе отправить заявки на рассмотрение в Департамент казначейства МФ РК невозможно, поскольку отсутствует кнопка «отправить на подтверждение в ДК МФ РК».
- Отказ казначейства в подтверждении опыта работы в связи с отсутствием второго подтверждения Госэкспертизы либо частных экспертных компаний через ЭЦП.
- Отклонение казначейством сведений по опыту работы при наличии подтверждения от двух лиц и прочих подтверждающих документов (в том числе письмо-проектировщика) из-за невозможности определения уровня ответственности.
- Отклонение казначейством сведений, в которых приложены письменные подтверждения заказчиков, из-за отсутствия подтверждений, подписанных ЭЦП.
- Отказ заказчиков в подтверждении опыта работы и предъявление требований по предоставлению оригиналов положительных заключений (по заключениям с 2012 по 2014 гг). Учитывая, что положительные заключения выдаются через веб-портал, не понятна причина и предмет запрашиваемой информации. Кроме того, в связи с вступившими изменениями с 1 марта 2022 г., из компетенции РГП «Госэкспертиза» исключена функция подтверждения на веб-портале государственных закупок опыта работы потенциальных поставщиков по проектированию со ссылкой на государственный банк проектов.
Однако, государственный банк проектов функционирует с 2021 года, но подтверждение необходимо за период с 2012 года, то есть, за последние 10 лет.
- Необходимость подтверждения опыта работы различным рядом лиц в зависимости от источника финансирования, хотя можно проводить подтверждение НАО «Правительство для граждан», выполняющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество по месту нахождения объекта строительства.
- Наличие технических сложностей, которые не позволяют отправлять сведения на согласование, если заказчик – не государственное учреждение или республиканское государственное учреждение.
- Отсутствие возможности получить подтверждение опыта работы от частных компаний, компаний квазигосударственного сектора (КАЖ, КТЖ) из-за отсутствия у них регистрации на портале государственных закупок.
- Невозможность отправки веб-порталом сведений на согласование в казначейство по объектам, где заказчиком является не ГУ и РГУ, из-за отсутствия двух подтверждений на веб-портале (прикладывается одно бумажное подтверждение, одно на веб-портале).
- Неконкретные, размытые замечания от казначейства, которые не всегда понятны, что не позволяет потенциальным поставщикам корректно устранить их.
- Отсутствие возможности подтверждения опыта работы по технически несложным объектам из-за отсутствия подтверждения от РГП Госэкспертиза.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ДЕПОЗИТАРИЙ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ОПЫТА:
Правилами государственных закупок, установлено, что электронный депозитарий формируется министерством финансов (уполномоченным органом) и его территориальными подразделениями на основании сведений и документов, подтверждающих опыт работы, которые потенциальные поставщики вносят на веб-портал. Внесение сведений и документов, подтверждающих опыт работы потенциальных поставщиков по СМР за последние десять лет, в том числе за текущий год, требует подтверждения достоверности.
По объектам, финансируемым за счет внебюджетных средств опыт, подтверждается следующими лицами:
-органами казначейства (по объектам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2014 года);
-заказчиком и/или собственником;
-уполномоченным органом, в области архитектуры и градостроительства либо органом, осуществляющим государственный архитектурно-строительный контроль;
-уполномоченным органом в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество по месту нахождения объекта строительства (по объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2014 года).
По объектам, финансируемым за счет внебюджетных средств опыт, подтверждается следующими образом:
-сведения и документы, подтверждающие опыт работы потенциального поставщика по технически сложным объектам, рассматриваются в соответствии с пунктом 91 Правил;
-заказчиком или собственником, органом ГАСК по месту нахождения объекта строительства (по объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2014 года);
-местным исполнительным органом, в области архитектуры и градостроительства по месту нахождения объекта строительства (по объектам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2016 года);
-иными физическими и юридическими лицами, связанными с приемкой построенного объекта в эксплуатацию собственником самостоятельно (по объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2016 года).
Оставьте комментарий:
Комментарии: