Правительство поддержало инициативу НПП
В Казахстане намерены продлить мораторий на проверки малого бизнеса и микропредпринимательства до 1 января 2024 года. Проект документа был размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 11 августа 2022 года. Инициатор указа — Министерство национальной экономики РК.
Напомним, согласно поручения Президента Республики Казахстан, данного 19 мая 2022 года по итогам встречи с представителями отечественного бизнеса было поручено проработать вопрос продления моратория на проверки субъектов микро- и малого предпринимательства.
Ранее Нацпалата обращалась к правительству с рекомендацией о рассмотрении возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года. Также в министерство финансов РК официально направлялись возражения по исключениям, однако они не были учтены.
«Введенный три года назад президентом мораторий на проверки бизнеса позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. Мы рады, что предложение НПП по продлению моратория поддержали. Однако продление моратория в указанной редакции носит формальный характер, поскольку, указанные в исключении виды контроля создают основную нагрузку на малый бизнес» - отмечает заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.
По словам спикера, включение дополнительных исключений приведет к значительному увеличению проверок малого бизнеса, что в свою очередь дискредитирует поручение Главы государства о введении моратория на проверки. Априори мораторий не должен содержать исключения, так как бизнес не почувствует моратория и послаблений контроля.
Согласно вносимых изменений, центральным исполнительным и местным государственным органам разрешается осуществлять контроль и надзор по 14 видам исключений, в числе которых внеплановые проверки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан, расследования и профилактический контроль в виде контрольного закупа и ряд других.
По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры количество зарегистрированных актов о назначении проверок в отношении субъектов малого и микропредпринимательства преобладает над количеством других видов проверок. Например, до введения моратория в 2019 году внеплановые проверки объектов малого и микропредпринимательства составляли 54% (50732) от всех проверок. В период моратория в 2020 году внеплановые проверки объектов малого и микропредпринимательства 9248 или 99%, а в 2021 году составлял 91% (9171) от всех проверок.
Для справки.
1. Внеплановые проверки:
по обращениям физических и юридических лиц по нарушениям требований законодательства РК при наличии убедительных оснований и подтверждающих доказательств;
по поручениям органов прокуратуры по конкретным фактам причинения либо об угрозе причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства;
по обращениям госорганов по конкретным фактам причинения вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде и законным интересам физических и юридических лиц, государства, а также нарушений требований законодательства РК, неустранение которых влечёт причинение вреда жизни и здоровью человека;
повторные проверки, связанные с обращением субъекта контроля и надзора о несогласии с первоначальной проверкой (неправомерность применения мер оперативного реагирования);
по поручениям органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РК;
по обращениям налогоплательщика, сведениям и вопросам, определённым Налоговым кодексом.
2. Расследования и профилактический контроль в виде контрольной закупки, проводимые в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и законодательством РК.
3. Проверки, связанные с проездом автотранспортных средств по территории Республики Казахстан на постах транспортного контроля на предмет соблюдения требований безопасности на транспорте.
4. Проверки, связанные с осуществлением государственного контроля и надзора по ветеринарии и карантину растений на торговых рынках, реализующих живых животных, продукцию и сырье животного и (или) растительного происхождения, в организациях, осуществляющих производство, заготовку (убой животных), хранение, переработку продуктов и сырья животного и (или) растительного происхождения в едином технологическом цикле.
5. Проверки, связанные с контролем и надзором мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктах, очагах по особо опасным болезням животных, очагах распространения карантинных объектов, особо опасных вредных организмов.
6. Проверки, связанные по соблюдению требований бюджетного законодательства РК и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы планирования и исполнения республиканского и местного бюджетов, проводимых в соответствии с законодательством РК о государственном аудите и финансовом контроле.
7. Проверки, связанные с проведением разрешительного контроля на соответствие заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению в случаях, предусмотренных законом "О разрешениях и уведомлениях", и если законодательством предусмотрен такой контроль.
8. Проверки, связанные с государственным контролем в сфере таможенного дела.
9. Проверки, связанные с пересечением государственной границы РК;
10. Проверки, связанные с проведением контроля и надзора в области карантина растений, санитарно-карантинного, ветеринарного контроля при пересечении таможенной границы Евразийского экономического союза, и (или) государственной границы РК, и (или) в местах доставки, местах завершения таможенной очистки, определяемых в соответствии с международными договорами, а также проведением контроля и надзора в области карантина растений, ветеринарного контроля на фитосанитарных и ветеринарных контрольных постах.
11. Проверки, связанные с высшим надзором, осуществляемого прокуратурой.
12. Проверки, связанные с контролем и надзором в ходе досудебного производства по уголовному делу.
13. Проверки, связанные с соблюдением требований законодательства РК о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов, уязвимых в террористическом отношении.
14. Проверки, связанные с соблюдением требований законодательства РК в области защиты конкуренции в отношении участников государственных закупок, в действиях которых усматриваются признаки картеля.
Оставьте комментарий:
Комментарии: