Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Как избежать попадания в Реестр недобросовестных поставщиков

01 Июля 2022
- Восточно-Казахстанская область
5363 просмотров

В Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области прошел вебинар с участием судей Специализированного межрайонного административного суда ВКО (СМАС), в ходе которого предпринимателям рассказали, по каким основаниям потенциальных участников госзакупок могут включить и исключить из Реестра недобросовестных поставщиков.

30 июня в рамках совместного проекта Палаты предпринимателей ВКО и Специализированного межрайонного административного суда ВКО «Ваше право» в прямом эфире на Facebook прошел вебинар по теме «Практика рассмотрения споров, возникающих в связи с включением предпринимателей в Реестр недобросовестных поставщиков». В нем приняли участие судьи Специализированного межрайонного административного суда ВКО Гульвира Нурчукатова и Махаббат Магзумова, а также представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей по ВКО Алия Мукашева.

Гульвира Нурчукатова напомнила, что такое государственные закупки и как заключаются договора между заказчиками и поставщиками, выигравшими конкурс.

«Заказчик направляет победителю проект договора о государственных закупках, удостоверенный ЭЦП посредством веб-портала госзакупок, в течение пяти рабочих дней. Проект договора должен быть удостоверен победителем посредством ЭЦП в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал уведомления с приложением проекта договора», – сообщила судья СМАС. 

В случае если потенциальный поставщик, признанный победителем, в установленные сроки не представил заказчику подписанный договор или, заключив договор, не внес обеспечение исполнения и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона о госзакупках (при наличии), то такой потенциальный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, согласно пункту 1 статьи 44 Закона.

Если потенциальный поставщик предоставил недостоверную информацию по квалификационным требованиям или уклонился от заключения договора о госзакупках, то Реестр недобросовестных участников госзакупок формируется на основании решений судов, вступивших в законную силу по искам заказчиков. Соответственно такие споры СМАС не подведомственны.

Если же поставщика намереваются внести в Реестр по причине неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договору о госзакупках, то он вправе требовать в судебном порядке отмены приказа уполномоченного органа, которым выступает Комитет Казначейства Министерства финансов Республики Казахстан. Такие споры подведомственны СМАС, поскольку решение (административный акт) о включении потенциального поставщика принимается уполномоченным органом. Добавим, что решение принимается в автоматизированном процессе в течение трех рабочих дней.

«Основаниями для исключения из Реестра недобросовестных поставщиков являются истечение срока, установленного Законом; наличие вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения о признании недобросовестным участником госзакупок; а также решение уполномоченного органа, принятое по итогам рассмотрения согласительной комиссией обращения потенциального поставщика об исключении его из Реестра», – пояснила Гульвира Нурчукатова.

Махаббат Магзумова рассказала участникам вебинара о практике рассмотрения в СМАС споров о включении в Реестр недобросовестных поставщиков.

«Первого июля текущего года уже истекает год, как административная юстиция в действии, как введен Административный процедурно-процессуальный кодекс. Мы рассмотрели ряд таких исков, когда потенциальный поставщик не согласен с приказом Комитета Казначейства и оспаривает этот приказ по иску об оспаривании в административном суде. Практика, могу сказать, только на стадии формирования, но есть дела, которые у нас прошли уже и кассационную инстанцию. Что здесь нужно отметить? Любой спор – он индивидуален, то есть нет схожих споров. Да, предмет спора один – это оспаривание приказа Комитета Казначейства о включении в Реестр недобросовестных участников, – но обстоятельства дела в каждом случае всегда разные», – отметила Махаббат Магзумова.

Судья подчеркнула, что для административного суда важно установить, имеются ли признаки уклонения поставщика от заключения договора о государственных закупках. На практике встречались случаи, когда в результате неоднократного внесения изменений в проект договора о госзакупках заказчик несколько раз повторно направлял договор для подписания потенциальному поставщику, а тот посчитал, что ранее уже подписал договор, и в результате фактически договор оставался незаключенным. И в некоторых случаях суд установил, что несмотря на то, что договор не заключен, потенциальный поставщик фактически приступил к его исполнению, и часть работы он уже выполнил по этому договору о госзакупках. Данное обстоятельство подтверждалось в суде актом выполненных работ, подписанным заказчиком и потенциальным поставщиком. По сути, принимая во внимание данное обстоятельство, а оно является значительным в подобных спорах, суд приходил к выводу о том, что у поставщика не было умысла на уклонение от заключения договора о госзакупках, и удовлетворял его иск.

«В целом, хочу сказать, что сейчас нужно активно пользоваться теми изменениями, которые претерпело законодательство о государственных закупках. Например, сейчас есть хороший вариант досудебного урегулирования такого спора: можно либо примириться, либо решить спор во внесудебном порядке. Так, в Комитете Казначейства создана согласительная комиссия, куда субъекту бизнеса выгодно обратиться до суда, поскольку заключение согласительной комиссии по рассмотрению обращения потенциального поставщика об исключении из Реестра будет являться основанием для исключения его из этого Реестра. Предприниматель при этом экономит время, экономит свои материальные затраты на адвоката, юридического консультанта», – констатировала Махаббат Магзумова.

Судья добавила, что Президент Республики Казахстан ставит интересы бизнеса во главу угла, поэтому все обстоятельства, заслуживающие внимания и свидетельствующие об отсутствии уклонения поставщика от заключения договора о госзакупках, административный суд принимает во внимание.

«Чем чревато включение в Реестр недобросовестных поставщиков? Ограничение устанавливается сроком на два года – за это время все можно и потерять, и обанкротиться, поскольку нет возможности участвовать в конкурсах. Это полностью парализует бизнес! Поэтому предпринимателям следует обращаться в согласительную комиссию, прежде чем судиться, чтобы по возможности избежать дальнейших разбирательств», – призвала заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Алия Мукашева, завершая вебинар.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры