Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Противоречия в целях, установленных нацпроектами в сфере ж/д, мешают развитию отрасли

28 Апреля 2022
3964 просмотров

Противоречия между целями госполитики выявили в ходе анализа национальных проектов.

В 2021 году часть отраслевых программ были заменены национальными проектами, ж/д перевозки попали сразу в три: «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», по развитию агропромышленного комплекса РК на 2021-2025 годы, «Сильные регионы – драйвер развития страны».

* данные за 2019 год

** данные за 2021 год

К примеру, в плане-графике нацпроекта направленного на повышение благосостояния казахстанцев показатель доли несырьевого экспорта повышают через меры финансовой и нефинансовой поддержки, а мероприятий по развитию транспортной составляющей экспорта в план не заложили.

«С одной стороны, декларируется увеличение экспорта – несырьевого и продукции АПК, с другой стороны, – рост объема транзита. Причем показатели результата по транзиту относятся к задаче «Повышение связанности территорий. Очевидно, что речь в документах о регионах Казахстана и логичнее в качестве показателя результата выглядит развитие внутренних перевозок, но не транзита», отметил советник председателя президиума НПП РК "Атамекен" Бакытбек Кадиров.

Транзитные перевозки в первую очередь влияют на выручку национального перевозчика АО «НК «Казахстан темир жолы».

Внутренние перевозки дают рост рентабельности бизнеса и торговли, поддерживают товаропроводящие сети, доставку сырья и готовой продукции в регионы Казахстана.

Экспортные - это налоги на международную торговлю для республиканского бюджета, поступление в страну валютной выручки от экспорта означает улучшение торгового и платежного баланса Казахстана. Импортные влияют на международную торговлю.

В ближайшее время потребуется увеличение пропускной способности казахстанской железной дороги, объясняет Кадиров. Это обусловлено ростом транзитных перевозок в направлении «Китай – ЕС – Китай» и возможным увеличением транзита российских грузов через Казахстан из-за экономических санкций против России.

 «Чтобы не потерять возможности, которые открываются перед нашей страной, необходим детальный анализ выгод и издержек разных видов железнодорожных грузовых перевозок, чтобы пересмотреть приоритеты государственной политики и ее реализации в этом сегменте», сказал он.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры