«Атамекен»: обжалование пени стало для бизнеса дорогим удовольствием
НПП «Атамекен» обращает внимание Министерства национальной экономики как уполномоченного органа в сфере таможенной политики и Министерства финансов как уполномоченного органа в сфере таможенного дела, на одну из проблем, возникающих перед участниками внешнеэкономической деятельности при обжаловании результатов таможенных проверок, которые проводятся после выпуска товаров. В Национальной палате настаивают на том, что сбор доказательств органами государственных доходов должен был быть подготовлен до завершения таможенной проверки, а не в ходе рассмотрения жалоб членами Апелляционной комиссии при Минфине, с учетом решения которой Министерство финансов выносит окончательное решение.
В частности, идет о ситуации, когда сроки рассмотрения таких жалоб и принятия решений по ним необоснованно затягиваются. Причина заключается в некачественно проведенных проверках, где акты составлены поверхностно, не содержат правомерных и верно аргументированных обоснований, достаточных для выводов о совершении участником ВЭД нарушений таможенного законодательства и производства в связи с этим дополнительных доначислений таможенных платежей и налогов.
«В этой связи, Минфин направляет материалы некачественных проверок в Комитет госдоходов на дополнительные проверки, которые иногда проводятся годами. При этом, в случае доказательства по итогам такого усиленного «выбивания результатов» вины участника ВЭД в общую сумму доначислений платежей неправомерно включаются пени на них за весь период рассмотрения жалобы», – отмечает Дина Мамашева, управляющий директор, директор департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен».
В НПП подчеркивают, проверяющие из территориальных департаментов госдоходов неправильно трактуют и применяют нормы Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» в отношении взимания пени на задолженность по уплате таможенных платежей и налогов за период обжалования уведомлений.
По итогам проведенной таможенной проверки, департаменты госдоходов выносят в адрес субъекта уведомление о результатах, в котором отражена основная сумма долга и пени на дату выставления данного уведомления. В соответствии с Кодексом, требования уведомления должны быть исполнены в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления проверяемому лицу. Исключение – когда проверяемый обжалует уведомление.
Тем же Кодексом предусмотрено, что подача жалобы либо заявления в уполномоченный орган, это – Минфин или суд, приостанавливает срок исполнения уведомления до вынесения решения по жалобе. При подаче в суд – до вступления в законную силу судебного акта. Это означает, что оставшийся срок исполнения требования будет исчисляться вновь с даты принятия данными органами решения по жалобе предпринимателя. При этом, установлено, что, пеня на сумму неуплаченных таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не начисляется с даты вынесения уведомления до уплаты перечисленных платежей.
«Таким образом, уплата сумм таможенных платежей в пределах 30 рабочих дней не должна повлечь начисление дополнительной пени на сумму задолженности в этот период. Только, если задолженность не погашена за эти дни, пеня начисляется за весь период исполнения по требованию. Другими словами, согласно буквальному толкованию норм Кодекса, после вынесения решения Минфина или суда у декларанта есть в запасе 30 рабочих дней, он погашает задолженность по уведомлению до истечения этого срока, исключая время обжалования, без начисления пени», – объясняет Дина Мамашева, управляющий директор, директор департамента таможенного администрирования НПП «Атамекен».
Однако, отмечают в НПП, на практике, департаменты госдоходов применяют совершенно иной подход, незаконно доначисляя пеню за период обжалования. Таким образом, предприниматели несут дополнительные издержки, вызванные некомпетентностью должностных лиц госдоходов, которые изначально некачественно провели таможенную проверку.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 480 Кодекса, при рассмотрении жалоб на уведомление, все неопределенности и неурегулированные вопросы таможенного законодательства ЕАЭС и (или) Республики Казахстан принимаются в пользу лица, подавшего жалобу: декларанта, таможенного представителя. Но, на практике данная норма законодательства ни проверяющими ДГД, которые проводят таможенные проверки, ни Минфином, не применяется.
Также, ими игнорируются положения пункта 5 Нормативного постановления Верховного суда РК (№ 7 от 29 ноября 2019 года), которым установлено, что в соответствии с частью второй статьи 72 Гражданского процессуального кодекса РК, бремя доказывания по делам, указанным в главе 29 ГПК, возлагается на органы государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностных лиц и государственных служащих, чьи акты, действия либо бездействие обжалуются.
Позиция НПП: при оценке соблюдения декларантом, таможенным представителем норм таможенного законодательства, следует исходить из презумпции достоверности представленной им информации, бремя опровержения которой возложено на орган государственных доходов. Согласно статье 4 Конституции РК, вышеуказанное Нормативное постановление включается в состав действующего права, является общеобязательным и вводится в действие со дня первого официального опубликования.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» отмечает, что необоснованное продление сроков рассмотрения жалоб и проведение любых повторных проверок влекут за собой не только дополнительные издержки для бизнеса в виде увеличения пени, но и безосновательную трату государственных сил и средств. Необходимый сбор доказательств органами государственных доходов должен был быть подготовлен до завершения таможенной проверки, а не в ходе рассмотрения жалоб членами Апелляционной комиссии при Минфине, с учетом решения которой Минфин выносит окончательный вердикт.
Оставьте комментарий:
Комментарии: