Юлия Якупбаева: Запросы жителей стали изменяться в сторону большего внимания к социальным сервисам и городской среде
Сегодня на отраслевой площадке CREW Central Asia председатель комитета туристской отрасли президиума НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева предложила начать подготовку комплексной программы по благоустройству городских территорий и создать «Фабрику проектов».
С вовлечением в нее населения, профессионального сообщества архитекторов, креативной индустрии, рестораторов и отельеров, туристического сообщества и девелоперов, местных и центральных госорганов.
В своем выступлении она отметила, что все более распространенной в развитых странах становится Концепция 15-минутных городов, где все услуги житель и гость города может получить в течение 15-минутной прогулки или поездки на велосипеде. При этом, важным для платежеспособного жителя становится качество воздуха, воды, наличие мест для прогулок с детьми, занятий спортом.
В этой связи город, который хочет привлечь туристов и повысить свою привлекательность для квалифицированных специалистов должен иметь сформированную городскую среду:
- благоустроенную инфраструктуру,
- современные общественные пространства,
- благоприятную экологию
- качественное городское управление.
«Игнорировать эти тренды нельзя ни в коем случае. Глобализация открыла рынки труда для среднего класса, и низкое качество городской среды теперь может спровоцировать отток из города квалифицированных специалистов, которые могут выбирать более удобные локации», - отметила председатель комитета туристской отрасли президиума НПП «Атамекен».
В то же время цифровизация поменяла и ландшафт туриндустрии. Теперь турист не только перемещается в составе группы по наиболее знаковым точкам города, он хочет необычных снимков и видов. Он вовлекается в городскую среду, и на время своего пребывания на территории становится полноценным местным жителем.
Собственно, эта теория была подтверждена в рамках VI Глобального саммита по городскому туризму. В качестве одного из выводов саммита прозвучало, что на повестке развития городского туризма должно стоять не развитие туризма, а развитие города в целом.
Современные городские общественные пространства – это не только парки и набережные. Это и прошедшие ре-концепт промышленные территории, и интерактивные музеи, и территории старого города в новом прочтении (т.н. «Новый историзм»).
Все это требует большого количества усилий и творчества от сообщества архитекторов и местных властей. Но усилия того стоят, поскольку создание таких территорий многократно увеличивает проходимость, количество и разнообразие МСБ в городе, увеличивает кластер креативной индустрии и торговли.
Современные музеи балансируют на грани культуры и аттракциона. Здесь есть и зона лекториев, и кафе, и магазин. Есть примеры даже с отелем. Музей уже не просто помещение с выставкой – это центр туристского кластера, современное общественное пространство, которое генерит целый комплекс сопутствующих услуг и сувенирной продукции.
Посетители здесь не просто рассматривают экспонаты, но становятся участниками экспозиции – могут делать яркие фото с известными личностями на фоне исторических и фантастических пейзажей, и даже каким-то образом влиять на развитие событий. Виртуальные и интерактивные экспозиции в музеях – это уже настоящее, которое привлекает туристов и делает доступной информацию для подрастающего поколения.
Примеров масса – Музей Гарри Поттера в Лондоне, Музей «Планета льдов: тайна ледниковых периодов» в Оттаве, Музей «Россия моя история» в Москве и т.д.
Новые форматы парков и смотровых площадок. С тех пор как социальные сети вошли в нашу жизнь, борьба за качественный контент и за качественное фото становится все более острой. В поисках новых ракурсов люди идут на риск, едут в отдаленные путешествия, делятся впечатлениями с подписчиками.
Территории умело используют этот мотив в архитектуре. Разного рода смотровые площадки, стеклянные мосты, sky-парки и канатные дороги становятся новыми местами притяжения туристов и жителей города.
В соседней России благодаря проекту «Жилье и городская среда», который действует с 2019 года, благоустроено более 68 тысяч дворов, парков и скверов. Более 10 миллионов жителей разных городов сами голосовали за то, как будут выглядеть территории рядом с их домами.
В Казахстане роль общественных пространств взяли на себя торговые центры. Здесь люди общаются, проводят время с детьми, занимаются спортом. Это не плохо, но этого недостаточно для создания комфортной городской среды и развития туризма.
Появляются урбанистические сообщества (QazUrban, Kazproperty, молодые урбанисты). Здесь тоже требуется ядро, и мы как НПП «Атамекен» готовы таким ядром выступить.
«Ждем от Вас идей и предложений в том числе по реализации разного рода пилотов. Открыты к диалогу», – заключила Ю.Якупбаева.
Справочно: Отраслевая площадка CREW Central Asia объединяет девелоперов, управляющих коммерческой недвижимостью, урбанистов, маркетологов и т.д. Впервые отраслевая площадка CREW Central Asia проводит региональную конференцию для игроков рынка офисной, торговой недвижимости и ритейла.
Оставьте комментарий:
Комментарии: