Что изменится с введением регулирования «с чистого листа»
В 2020 году в своем Послании народу Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев поручил ввести регулирование «с чистого листа», что изменит основные принципы регуляторной политики. Законопроект планируется принять в конце 2021 года. Что изменится в регуляторной политике, какие преимущества ожидают предпринимателей? На эти и другие вопросы ответил эксперт Национальной палаты предпринимателей.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен», министерство национальной экономики, а также отечественные и зарубежные эксперты совместно разработали законопроект о новой регуляторной политике для бизнеса.
Принятие закона позволит установить принципы и рамки для госрегулирования, реализация реформы в течении последующих 3 лет позволит установить требования к бизнесу которые будут:
- с понятными мотивами вводимого регулирования;
- практически исполнимыми;
- изложены в доступной форме (без возможности двоякого толкования);
- оцифрованы, удобными и необременительными (по итогам расчета издержек);
- соответствовать документам госпланирования;
- уровень жесткости госрегулирования будет зависеть от уровня риска.
«Только при соблюдении всех этих условий новое требование может быть введено. При введении одного нового требования будут отменены два действующих. Это позволит сократить административные издержки для субъектов предпринимательства», — добавил заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Ербол Устемиров.
Наряду с этим планируется внедрение института регуляторной апелляции. Бизнес-омбудсмен будет формировать свод всех жалоб и предложений по пересмотру требований госорганов. Рассматривать предложения будут в министерстве национальной экономики.
«Министерство по итогам рассмотрения данных предложений выносит на обсуждение экспертной группы или МВК по вопросам регулирования предпринимательской деятельности вопрос отмены регуляторного инструмента либо его пересмотра путем проведения процедуры АРВ. Также в рамках реформы будет усовершенствована система государственного контроля», — добавили в НПП.
Новый подход предусматривает проверки только на соответствие разрешительным требованиям и внеплановые проверки, назначаемые по конкретным фактам и обстоятельствам. Проверки, проводимые по особому порядку, на основе оценки степени риска будут отменены. При этом предлагается усилить в данных сферах профилактический контроль, обеспечивая безопасность путем применения надзорной функции – применение мер оперативного реагирования без возбуждения административных дел (приостановка опасной деятельности, изъятие опасной продукции и др.).
Также законопроектом предусмотрено:
введение новой формы контроля – расследование, которое позволит выявлять истинных нарушителей законодательства, исключая возможность неправомерного привлечения к ответственности субъектов предпринимательства.
Закрепление обязанности контролирующих госорганов проводить вначале профилактический контроль без посещения, и только по его по результату проводить профконтроль с посещением.
Закрепление требования о предоставлении субъектами отчетности только в случаях, прямо предусмотренных в законах. А также планируется автоматизация оценки и управления рисками при отборе субъектов контроля и надзора и отчетности.
«Нужно идти от обратного, когда госорган сам будет приходить и доказывать соответствие своих требований новым принципам и условиям. Мы можем написать отличные законы, но без соответствующего инструментария они не будут работать. Именно поэтому предлагается ввести Реестр обязательных требований», — пояснил Ербол Устемиров.
Это будет единая база, содержащая перечень всех требований к бизнесу, которая позволит предпринимателю ознакомиться со всей правовой базой ведения бизнеса. Если требование есть в реестре –госорган вправе проверять и наказывать. Если требования нет – то нет и наказания. На проведение пересмотра всего массива регулирования отведено 3 года.
С 1 января 2024 года заработает регуляторная гильотина – признание нелегитимными требований, которые не отвечают новым принципам госрегулирования. Пересмотр требований начали с 4 отраслей, где занято более 60% от общего числа предпринимателей.
«Еще до принятия закона НПП в пилотном режиме начала ревизию в таких отраслях, как услуги общепита и проживания, торговли, АПК и транспорта. К работе привлечены независимые эксперты и отраслевые ассоциации. Например, по итогам пересмотра установлено 1686 требований к предпринимателям в сфере общественного питания, при этом 695 (или 41%) из них не соответствуют новым базовым условиям госрегулирования. Работа по остальным сферам сейчас продолжается. В ближайшее время будут выведены итоги работ», — рассказал зампред НПП.
НПП «Атамекен» совместно с МНЭ до конца текущего года планирует сформировать обязательные требования в сферах сельского хозяйства, транспорта, торговли, проживания для включения в проект реестра обязательных требований в сфере предпринимательства. Также сформировать предложения по структуре и архитектуре проекта реестра. С участием отраслевых госорганов сформировать проект поправок в соответствии с проектом закона по вопросам внедрения новой регуляторной политики.
Оставьте комментарий:
Комментарии: