Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

«Атамекен»: более 7 млрд тенге потеряли владельцы вагонов из-за убытков от простоя на китайской границе

10 Августа 2021
5437 просмотров

В июле 2020 года, в Национальную палату предпринимателей, начали поступать жалобы от предпринимателей о задержках отправления грузов в направлении Китая железнодорожным транспортом. Несмотря на улучшение ситуации, владельцы вагонов и грузоотправители, до сих пор терпят убытки. НПП удалось защитить интересы предпринимателей на 2,3 млрд тенге. 

«Да, сегодня мы видим, что брошенных составов по пути следования на Китай стало меньше. По сравнению с зимним периодом, количество вагонов сократилось с 10 тыс. до 5 тыс. Однако, бизнес по-прежнему терпит убытки, так как часть вагонов до сих пор простаивает. Также, есть проблемы с затовариванием грузов на складах в ожидании новых отправок», — рассказал заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Талгат Темирханов.

По данным НПП, собственники вагонов, с ноября 2020 года по июль 2021 года, потеряли более 7 млрд тенге. В казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов пояснили, что до заторов на границе грузоотправители вовремя возвращали составы, максимальный срок задержки доходил до недели. На сегодня, нарушение сроков по возврату, составляет в среднем 1-1,5 месяца, что негативно сказывается на деятельности операторов вагонов. 

Владелец зерновозов АО «Астык Транс», из-за простоев, потерял более 1 млрд тенге. Более того, часть вагонов до сих пор простаивает на железной дороге, сообщили в компании.

«Основную массу простаивающих зерновозов можно сократить, если  китайская сторона примет меры по увеличению обработки вагонов на введенном в сентябре 2020 года в эксплуатацию зерновом терминале на станции Алашанькоу (КНР), который имеет возможность по единовременной обработке грузов до 200 тысяч тонн», — отметили в компании. 

Аналогичная ситуация с автомобильными перевозками, добавил Талгат Темирханов. Китайская сторона сократила прием автомобилей с 200 до 30-50 единиц в сутки. Остаются закрытыми 2 из 5 автомобильных пунктов пропуска: Калжат, Майкапчагай.

Национальная палата предпринимателей в декабре 2020 года запросила у министерства индустрии и инфраструктурного развития письмо-разъяснение о ситуации на китайской границе, чтобы предприниматели смогли оформить форс-мажор и сохранить отношения с партнерами. 

«Всего, с прошлого года, мы получили три письма, которые предприниматели могли использовать для оформления форс-мажора. Благодаря свидетельству непреодолимой силы, удалось защитить интересы бизнеса на 2,3 млрд тенге. 30 июля «Атамекен» получил еще одно письмо с описанием текущей ситуации по грузоперевозкам на казахстанско-китайской границе, которое предприниматели могут использовать для оформления свидетельства о форс-мажоре», — подчеркнул Талгат Темирханов.

Внешнеторговая палата Казахстана в 2020 году выдала 33 свидетельства, были защищены интересы предпринимателей на 102 млн тенге. С января по август 2021 года выдано 203 свидетельства на сумму 2,2 млрд тенге.

В августе 2021 года КНР продолжает соблюдать карантинные меры, в связи с чем грузопоток сократился с 1 тыс. до 400 вагонов в сутки. АО «НК «Казахстан темир жолы», в связи с ограничениями, рекомендовала переориентировать грузы в крытых вагонах и полувагонах на контейнерные отправки. 

«Китайская сторона принимает грузы с контейнерами с наименьшими потерями по времени. Но предприниматели сообщают, что есть дефицит контейнеров и фитинговых платформ и им приходится терять время и средства на поиск контейнеров в соседних странах. Это усложняет и делает контейнерные перевозки не рентабельными. Кроме того, в Казахстане пока сохраняются спорные вопросы по тарифообразованию и оборудованию терминалов и ремонтных баз на станциях», — пояснили в Палате предпринимателей.  

НПП РК «Атамекен», учитывая сохраняющиеся запреты и ограничения, повторно обратилась в Правительство с инициативой провести двусторонние переговоры с Китаем по восстановлению грузопотока между странами. По инициативе Нацпалаты, проблему обсудили в рамках 11-го заседания по торгово-экономическому сотрудничеству казахстанско-китайского комитета по сотрудничеству.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры