Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Участие Казахстана в ЕАЭС является реальной подпиткой государственного бюджета

05 Мая 2014
6612 просмотров

Уча­стие Ка­зах­ста­на в Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­ю­зе не толь­ко спо­соб­ству­ет даль­ней­ше­му раз­ви­тию оте­че­ствен­ных биз­нес-струк­тур, но и яв­ля­ет­ся ре­аль­ной под­пит­кой го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та.

Дей­стви­тель­но, как уже от­ме­чал гла­ва го­су­дар­ства Нур­сул­тан На­зар­ба­ев эко­но­ми­че­ский эф­фект от со­зда­ния Та­мо­жен­но­го Со­ю­за для Рос­сии оце­ни­ва­ет­ся в 400 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров, для Бе­ло­рус­сии и Ка­зах­ста­на – бо­лее чем в 16 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Осо­бо на­до от­ме­тить со­во­куп­ный ВВП Рос­сии, Бе­ло­рус­сии и Ка­зах­ста­на, ко­то­рый со­став­ля­ет 2 трил­ли­о­на дол­ла­ров, а со­во­куп­ный то­ва­ро­обо­рот трех стран – 900 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров. Со­во­куп­ные ре­зер­вы неф­ти трех на­ших стран – 90 мил­ли­ар­дов бар­ре­лей.

В рам­ках ин­те­гра­ци­он­но­го объ­еди­не­ния ак­тив­но ве­дет­ся ра­бо­та по несколь­ким на­прав­ле­ния. Од­на­ко од­ним наи­бо­лее пер­спек­тив­ных на се­год­ня яв­ля­ет­ся ис­поль­зо­ва­ние Аста­ной тран­зит­но­го по­тен­ци­а­ла стра­ны. И это вполне ло­гич­но, ведь без транс­порт­ных раз­вя­зок и транс­пор­та эко­но­ми­ка лю­бой стра­ны не мо­жет раз­ви­вать­ся долж­ным уров­нем, так как же­лез­ные и ав­то­мо­биль­ные до­ро­ги яв­ля­ют­ся свое­об­раз­ны­ми кро­ве­нос­ны­ми со­су­да­ми эко­но­ми­ки. Ведь бла­го­да­ря им мож­но рас­ши­рять про­из­вод­ство, на­ра­щи­вать мощ­но­сти и по­вы­шать то­ва­ро­обо­рот как внут­ри стра­ны, так и за ее пре­де­ла­ми. И в этом слу­чае эф­фек­тив­но дей­ству­ю­щая транс­порт­ная ин­фра­струк­ту­ра яв­ля­ет­ся за­ло­гом успеш­но­го раз­ви­тия, как в це­лом эко­но­ми­ки стра­ны, так и ее ве­ду­щих сег­мен­тов.

Ис­поль­зуя тран­зит­ный по­тен­ци­ал, с па­рал­лель­ным обес­пе­че­ни­ем бла­го­при­ят­ных усло­вий для про­хож­де­ния гру­за по тер­ри­то­рии рес­пуб­ли­ки, Ка­зах­стан мо­жет сде­лать шаг на пу­ти к даль­ней­шей ин­те­гра­ции в ми­ро­хо­зяй­ствен­ные свя­зи. И это не пу­стые сло­ва. До­ста­точ­но от­ме­тить ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния, про­ве­ден­но­го Все­мир­ным Бан­ком, по ре­зуль­та­там ко­то­рых в 2012 го­ду Ка­зах­стан по ин­дек­су раз­ви­тия ло­ги­сти­ки (LPI) за­нял 86 ме­сто. При этом в 2007 го­ду дан­ный по­ка­за­тель был на уровне 133 ме­ста. Как ви­дим, за 7 лет Ка­зах­стан сде­лал стре­ми­тель­ный ска­чок на 47 по­зи­ций вверх, что са­мо по се­бе уже яв­ля­ет­ся по­ка­за­те­лем же­ла­ния рес­пуб­ли­ки на­рас­тить свой по­тен­ци­ал в дан­ном на­прав­ле­нии. И это еще не пре­де­ла, ведь из­вест­но, что пе­ред стра­ной уже по­став­ле­на за­да­ча до 2020 го­да улуч­шить по­ка­за­тель до 40 по­зи­ции.

И сде­лать это Ка­зах­ста­ну вполне по си­лам. В этом плане хо­ро­шим под­спо­рьем для нас яв­ля­ет­ся уча­стие рес­пуб­ли­ки в Евразий­ском эко­но­ми­че­ском со­ю­зе. По­это­му меж­ду Аста­ной, Моск­вой и Мин­ском уже за­пу­щен про­цесс уни­фи­ка­ции тран­зит­ных та­ри­фов же­лез­ных до­рог стран ЕЭП. Участ­ни­ки все­сто­ронне рас­смат­ри­ва­ют по­ло­жи­тель­ные и от­ри­ца­тель­ные мо­мен­ты, свя­зан­ные со сни­же­ни­ем тре­бо­ва­ний внут­ри Та­мо­жен­но­го со­ю­за (а в ско­ром вре­ме­ни Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за).

Как из­вест­но, по ито­гам рас­смот­ре­ния дан­но­го во­про­са, бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об уни­фи­ка­ции тран­зит­ных та­ри­фов. В слу­чае пе­ре­воз­ки гру­зов че­рез мор­ские пор­ты уни­фи­ци­ро­ван­ный та­риф со­ста­вит 19,44 долл. США за 1 тон­ну на 500 км, а тран­зит­ный – 33,76 долл. США. И ес­ли ра­нее при транс­пор­ти­ров­ке ка­зах­стан­ских гру­зов тран­зи­том че­рез Рос­сию с вы­хо­дом на рос­сий­ские пор­ты, ОАО «Рос­сий­ские же­лез­ные до­ро­ги» («РЖД») при­ме­ня­ло уни­фи­ци­ро­ван­ный та­риф, то и в слу­чае пе­ре­воз­ки рос­сий­ских или бе­ло­рус­ских гру­зов тран­зи­том че­рез Ка­зах­стан с вы­хо­дом на порт Ак­тау, АО «НК «КТЖ» бу­дет при­ме­нять уни­фи­ци­ро­ван­ный та­риф. В свя­зи с этим, в сред­нем эко­но­ми­ка ка­зах­стан­ских гру­зо­от­пра­ви­те­лей со­ста­вит 14,32 долл. США за каж­дую пе­ре­ве­зен­ную тон­ну. И се­год­ня ре­ше­ние дан­но­го во­про­са на­хо­дит­ся в фи­наль­ной ста­дии – он про­хо­дит об­ра­бот­ку сре­ди участ­ни­ков ЕА­ЭС. И это один из во­про­сов, ре­ше­ние ко­то­рых на­прав­ле­но на уси­ле­ние ро­ли тран­зит­но­го по­тен­ци­а­ла Ка­зах­ста­на в рам­ках Та­мо­жен­но­го, а в ско­ром вре­ме­ни Евразий­ско­го эко­но­ми­че­ско­го со­ю­за.

Как от­ме­тил гла­ва го­су­дар­ства, озву­чи­вая по­сла­ние на­ро­ду Ка­зах­ста­на: «Необ­хо­ди­мо раз­ви­вать сек­тор ло­ги­сти­че­ских услуг, пре­жде все­го, речь идет о мак­си­маль­ном ис­поль­зо­ва­нии тер­ри­то­рии та­мо­жен­но­го со­ю­за для транс­пор­ти­ров­ки на­ших гру­зов».


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры