Североказахстанские предприниматели просят решить вопрос с пересечением границы Российской Федерации
Ограничения, принятые в период пандемии обеими странами по въезду на их территории иностранных граждан и лиц без гражданства, негативно сказываются на бизнесе. Об этом во время онлайн-встречи главы Президиума НПП РК «Атамекен» Тимура Кулибаева с членами региональных советов Палат предпринимателей областей и городов республиканского значения говорил индивидуальный предприниматель, член Регсовета Палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области Владимир Богданов.
Напомним, что 4 февраля текущего года в порядок пересечения государственной границы Республики Казахстан на период карантинных ограничений были внесены изменения, согласно которым казахстанцам разрешено пересекать госграницу не более одного раза в 30 суток. Кроме того, с прошлого года распоряжением Правительства Российской Федерации (от 16 марта 2020 года за N 635-р, с редакцией от 26.02.2021) времменно ограничен въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства, а также временно приостановлено оформление и выдача виз и приглашений. Согласно данному порядку граждане Казахстана без подтверждения строго регламентированных целей посещения (лечение, посещение членов семьи и т.д.) могут въезжать в Россию только прямыми авиарейсами, следующими из Казахстана (без транзита через третьи страны).
Стоит также отметить, что временно ограничено и пересечение Государственной границы Республики Казахстан иностранцами и лицами без гражданства за исключением лиц, входящих в список, в который не входят сферы бизнеса. По словам предпринимателя, все эти ограничения негативно сказываются на предприятиях, осуществляющих закуп сройматериалов и оборудования на территории РФ. Компания Владимира Богданова специализируется на продаже строительных материалов и, как правило, осуществляет их закуп в приграничных с Северо-Казахстанской областью российских регионах, таких как Омск и Тюмень.
«Для организации работы новых производств требуется настройка и поддержание в рабочем состоянии оборудования. На созданных рабочих местах требуются сотрудники с определенным уровнем квалификации, что зачастую требует обучения специалистов на территории России. Аналогичная ситуация складывается при приобретении стротельных материалов, обородования в РФ, поскольку зачастую существует необходимость выезда на место производства для осмотра, проверки качества товаров. Станок это не пицца – его по телефону не закажешь. Помимо этого для поддержания устойчивых партнерских взаимоотношений существут необходимость систематических встреч с партнерами лично, выезды в регионы Российской Федерации для заключения контрактов. При этом во многих контрактах одним из условий прописан постоянный аудит предприятия поставщика с целью проверки и контроля производственных мощностей партнера», - говорит член Регсовета ПП СКО, генеральный директор ТОО «Барс-Nord» Владимир Богданов.
При этом он отмечает, что из-за действующих ограничений многим предпринимателям приходится идти на хитрость, чтобы выехать на переговоры к поставщикам или для осмотра оборудования. Вследствие чего даже сформировался теневой рынок оказания таких услуг.
«Известны случаи, когда из-за ограничений руководитель предприятия оформляется как второй водитель грузовой машины и таким образом едет на переговоры к поставщикам, а отправка технологов производилась по фиктивным медицинским вызовам. К чему это привело? Отсутствие согласованных решений с Российской стороны сформировали у жителей уже теперь достаточно устойчивый рынок теневого бизнеса по доставке граждан в Россию и обратно», - продолжает предприниматель.
Существующие же условия пересечения границ Казахстана и России для бизнеса требуют значительных финансовых и временных затрат. Так к примеру, расстояние до Омска - 300 км., что составляет 4 часа пути на собственном автомобиле. Прямых же авиарейсов Петропавловск-Омск не существует. Стоимость авиабилета с пересадками на 1 человека Астана-Москва-Омск минимум - 240 000 тенге, при этом время в пути более 15 часов.
«Если же сейчас купить билет до Тюмени, к слову, это 400 км от нас и 5 часов пути, то потребуется путь в 500 км до Нурсултана, оттуда 206 тысяч тенге стоит перелет до Москвы, затем пересадка на самолет Москва-Тюмень – это еще 26 тысяч тенге. Я уже здесь хочу обратить внимание на разницу в стоимости – это 700%! А еще есть дорога обратно. В общем это получается 550 тысяч тенге только авиабилеты и двое суток пути как минимум. То есть существующие условия пересечения границ РК-РФ для бизнеса требуют значительных финансовых и временных затрат. Считаю, что с целью реализации экспортного потенциала нашей области нужно незамедлительно совместно с российской стороной и обязательным участием «Атамекен» урегулировать вопрос пересечения границ между Российской федерацией и Республикой Казахстан. А именно определить четкий алгоритм въезда в Росиию и выезда из нее для целей бизнеса, включая обучение специалистов. Ну и хотел бы напомнить, что с 1 января 2015 года Казахстан и Россия являются членами ЕАЭС. В уставе этой организации прописано обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы», - резюмировал Владимир Богданов.
Как пояснили предпринимателю, этот вопрос находится на контроле у центрального аппарата «Атамекен». Нацпалата уже направила соответствующее обращение в Министерство иностранных дел Республики Казахстан, также намерена просить российскую сторону определить четкий порядок въезда/выезда граждан РК и РФ с целью предпринимательской деятельности и обучения специалистов.
«Недавно у нас был Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович, на встрече с которым мы также поднимали проблемные вопросы бизнеса. И как Вы правильно отметили несмотря на то, что 1 января 2015 года мы подписали договор о создании Евразийского экономического союза и вроде как в одной зоне находимся, а на практике получается, как будто и нет никакой единой зоны. Понятно, что пандемия еще больше усложнила и так непростую ситуацию, поэтому все это мы уже на следующий день доложили Главе государства. В конце марта будем выносить эти вопросы на двустороннее расмотрение с Россией, а также на заседание Коллегии Евразийской экономической комиссии. Будем поднимать проблему по всем каналам, чтобы решить ее», - резюмировал Председатель Правления НПП РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: