Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

В Алматы 320 медучреждений получили отказ в лицензии

16 Марта 2021
4044 просмотров

В НПП «Атамекен» поступают жалобы от медучреждений в связи с отказом им в предоставлении лицензий на медицинскую деятельность. Причинами отказа стали кабальные для предпринимателей требования к минимальному оснащению медорганизаций, регламентируемые приказом Министра здравоохранения «Об утверждении минимальных стандартов оснащения организаций здравоохранения медицинскими изделиями».

При этом Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» ещё в прошлом году предупреждала госорганы об излишних требованиях и вероятных последствиях.

«Ранее Нацпалата направляла свои предложения в Минздрав и организовала совещание по обсуждению данного приказа. По итогам обсуждения в МЗ РК было дано экспертное заключение с предложениями бизнес сообщества. Однако, приказ был принят без учета предложений бизнеса. В связи с чем, предприниматели столкнулись с проблемами. Например, в Алматы из 336 учреждений отказ в лицензии получили 320. Мы планируем провести анализ отказов, а также посмотреть ситуацию в регионах, чтобы повторно выйти с предложениями пересмотреть приказ», - отметила заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

По мнению председателя правления Ассоциации «Национальной палаты здравоохранения» Ербола Бекмухамбетова требования нерациональны.

«Чтобы оборудовать кабинет эндоскопии по требованиям приказа необходимо сверху затратить 50 млн тенге. При этом установка аппаратуры требует перестройки здания и необходимой изоляции, что также является затратным. Но главное, в регионах не всегда можно найти специалистов, которые смогут работать с требуемым оборудованием», - отметил эксперт.

Директор ОО «Центрально-Азиатское объединение медицинской лабораторной диагностики и экспертиз» Райхан Мамырова добавила, что согласно требованиям, кабинеты по забору материала должны быть оснащены как кабинеты скринингого осмотра.

Исполнительный директор ОИПЮЛ «Ассоциация клиник Алматы» Расул Дюсенов поддержал коллегу отметив, что минимальный набор онкодиспансера по требованиям приказа включает обязательное наличие ядерного реактора и ПЭТ КТ.

«Вообще приказ больше похож на техническое задание к оснащению какой-то клиники, но никак не минимальными требования к оснащению клиник и кабинетов по стране», - сказал он.

Более того, при оформлении лицензии есть расхождения в документах.

«Когда мы подаем заявление на выдачу приложения к лицензии на пункт забора биоматериала, то должны представить документы, предусмотренные для доврачебной помощи, так как других более подходящих подвидов в законе РК «О разрешениях и уведомлениях» не имеется. Согласно закону, пункты забора биоматериалов лицензируются по подвиду первичная медико-санитарная помощь (доврачебная), так как манипуляции отбора проб проводится средним медицинским персоналом. Однако, Департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК по городу Алматы требует оснащать ПЗБ оборудованием для доврачебного кабинета (электрокардиограф, экспресс анализатор уровня глюкозы в крови, ларингоскоп, дефибриллятор, аспиратор, пульсоксиметр), что нецелесообразно и дорого. Из-за данной коллизии мы получаем отказ», - подчеркнул юрист ТОО «Мырза-Хан», Галымжан Пошымов.

Заместитель департамента медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК Эльмира Ауезова пояснила, что необходимо провести анализ отказов, так как предприниматели иногда торопятся с получением лицензии, поэтому получают отказ.

«Да, отказов много, но есть ситуации, когда мы приходим с проверкой на объект, где еще идет ремонт и ни о каком лицензировании речи быть не может», - сказала Эльмира Ауезова.

Юлия Якупбаева отметила, что до принятия приказа не был проведен анализ регуляторного воздействия (АРВ) нормативно правового акта на деятельность субъектов предпринимательства.

Заместитель председателя комитета санитарно-эпидемиологического контроля МЗ РК Лаура Ахметниязова рассказала, что данный приказ распространяется только на те учреждения, которые оказывают помощь в рамках ОСМС и ГОБМП, в связи с чем АРВ не был проведен.

«Комитет в настоящий момент рассматривает вопрос о расширении требований на все медицинские учреждения, так как приказом регламентированы стандарты оснащенности только для 33 видов медицинской деятельности, в то время как, существует более 134 видов медицинских услуг. Работа начнется в ближайшее время и будет проведен необходимый АРВ, также мы будем учитывать предложения бизнеса», - сказала Лаура Ахметниязова.

По ее словам, с момента действия приказа отказ получили 339 учреждений, в частности, предприниматели предоставляли не полный пакет документов, 300 клиник получили лицензии и начали работу.

Резюмируя, Юлия Якупбаева отметила необходимость пересмотра приказа и избыточных требований к клиникам и кабинетам лабораторий.

«Нам не понятно, чем обоснован список минимальной оснащенности медорганизации и почему проверку осуществляют на объектах, которые только собираются открываться, а те, что уже функционируют не проверяются. Кроме того, не ясна причина применения норм приказа при лицензировании объектов, не работающих в рамках ГОБМП и ОСМС. Приказ важен и поэтому требования, регламентированные им, должны быть основаны на результатах проведенной инвентаризации инфраструктуры здравоохранения (медицинские организации, медицинская техника, кадры) и анализа специализации регионов по отдельным видам медицинских услуг. НПП РК со своей стороны еще раз соберет предложения от бизнес-сообщества и проведет анализ отказов по регионам, чтобы вынести данный вопрос на уровень Совета по защите прав предпринимателей», - подытожила Юлия Якупбаева.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры