Ляззат Ибрагимова: Хорошими бизнесменами становятся не троечники, а профессионалы
Как известно, по поручению Президента, для поддержки обрабатывающей промышленности еще в феврале этого года был выделен триллион тенге, а в начале апреля правительству поручено было принять конкретные меры по улучшению условий для развития бизнеса казахстанцами. Председатель правления Фонда развития предпринимательства ДАМУ Ляззат Ибрагимова считает, что в рамках данной программы средства должны выделяться только тем компаниям, которые согласны быть прозрачными и платить абсолютно все налоги. По ее мнению, необходимо стимулировать переход малого бизнеса в средний, давать им льготные кредиты, дополнительные институциональные преференции и более дешевую инфраструктуру.
- Ляззат Еркеновна, давайте начнем с того, что в начале этого месяца в Казахстане вступил в силу мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Что он даст предпринимателям?
- Возможность спокойно работать и возможность сосредоточить свои силы на основной деятельности. У малого и среднего бизнеса много задач по выживанию, позиционированию, обучению. На начальных этапах построения бизнеса предприниматель испытывает огромную нагрузку. Мораторий на проверки важен, прежде всего, для начинающих предпринимателей, которые только поднимаются.
Для устоявшегося крупного бизнеса вопрос проверок не стоит столь остро. Крупный бизнес, наоборот, заинтересован в более регулярных отношениях с властью. Вы посмотрите, кто участвует в обсуждении технических регламентов в рамках ЕврАзЭС? Представители крупного бизнеса, производящие продукцию в больших объемах и заинтересованные в ее продвижении на российский рынок.
В Казахстане есть экспортно ориентированные компании. Мы, к примеру, поддерживаем сейчас 212 таких компаний. Чем крупнее бизнес, тем ему легче на рынке. С этой точки зрения введение административных барьеров в виде того же сертификата безопасности продукции играет на руку, прежде всего, крупному бизнесу Это помогает устранять конкуренцию со стороны новых игроков.
У малого бизнеса главная задача встать на ноги, сделать окупаемым свои вложения. Еестественно, для него любой проверяющий, даже самый маленький, несет в себе угрозу разрушения его идеи, цели, одним росчерком пера он может закрыть бизнес того же начинающего пекаря.
- По поручению Президента, для поддержки обрабатывающей промышленности еще в феврале был выделен триллион тенге. Как они будут использоваться?
- Фонд ДАМУ субсидирует за счет бюджета 6% годовых от кредита предпринимателя. То есть, банк выдает под 14%, конечный заемщик будет оплачивать только 6%, причем эти средства выдаются на 7 лет и в течение этого времени ставка меняться не будет. Согласно банковскому законодательству, нельзя в одностороннем порядке повышать процентные ставки, и такой ресурс хорошая защита для предпринимателя. Банкам будет запрещено взимать какие-либо виды комиссий, штрафы, пени в рамках данной программы. И поскольку это средства национального фонда, они будут направлены на поддержку отечественной промышленности - пищевой, текстильной, металлургической, машиностроения.
ДАМУ будет очень скрупулезно следить за всеми процедурами, чтобы с компаний не взимались лишние комиссии за рассмотрение кредита. Также мы будем стимулировать банки, оказывать им софинансирование и привлекать другие дополнительные ресурсы в проект.
Из триллиона тенге 100 миллиардов пойдут на развитие малого и среднего бизнеса через ДАМУ. Средства будут выделяться компаниям, в которых работает до 250 человек и у которых предыдущий годовой оборот составляет порядка 4 млрд. тенге. Финансированию подлежат инвестиционные проекты до одного миллиарда 850 миллионов тенге. Хотелось бы, чтобы компании не только расширяли свои возможности, но и создавали новые производства. Для этого мы обратились к тем заемщикам, которые давно работают в этой сфере. Мы будем знать в лицо каждого из них, поскольку в процессе рассмотрения гарантии будет сделан подробный финансовый анализ и виден полностью каждый проект.
- Как вы думаете, ЛяззатЕркеновна, повысит ли финансовая поддержка ответственность предпринимателя?
- Государственная поддержка – не одностороннее движение. Средства должны выделяться тем компаниям, которые согласны быть прозрачными и платить абсолютно все налоги. Но если мы хотим, чтобы бизнес укрупнялся, рос, делал большие объемы, то нужно стимулировать переход малого бизнеса в средний, чтобы им невыгодно было всю жизнь растворяться в нескольких ИП или ТОО. А для этого надо давать льготные кредиты, дополнительные институциональные преференции, более дешевую инфраструктуру.
Вот сейчас уже в пятом по счету пакете изменений, вносимых в самую популярную программу поддержки предпринимателей «Дорожная карта бизнеса 2020», снимаются отраслевые ограничения на выдачу гарантий по кредитам для начинающих предпринимателей. Раньше 70%-ую гарантию фонда «ДАМУ» в качестве залога по банковскому кредиту могли получить только те стартаперы, которые начинают бизнес в одном из приоритетных секторов экономики. А сейчас такую гарантию по кредиту может получить любой начинающий в любой сфере бизнеса.
Недавно я встречалась с господином Филиппом Йо, председателем правления организации SPRING, которая занимается поддержкой малого и среднего бизнеса Сингапура. Мы долго говорили о том, кого поддерживать. Это вечный спор, спорят и политики, и экономисты, и оппозиционеры, и правительство… Так вот, он говорит, что очень важно поддерживать малый и средний бизнес. В рамках ВТО не приветствуются отраслевые субсидии, когда вы поддерживаете какой-то конкретный сектор. Но если вы поддерживаете малый и средний бизнес, то все виды субсидирования со стороны государства будут входить в официальную зеленую корзину субсидий.
Если мы планируем вступить в ВТО, то должны четко понимать, какой спектр субсидий у нас останется и будет дальше функционировать, а какой является временным.
Особо хочу сказать, что не нужно бояться дефолтов. Мы же к любой государственной поддержке подходим с точки зрения, что не должно быть абсолютно никаких дефолтов, особенно у начинающих компаний, но такого не бывает. По статистике, 8 из 10 открытых компаний в первые 2-3 года закрываются. И это не только у нас, это везде, во всем мире.
- Кто из предпринимателей может попасть под 6% кредитование, о чем вы говорили выше?
- Это огромный список, очень долго перечислять, поэтому предлагаю опубликовать его на вашем сайте, вы будете первыми, где он будет опубликован. Скажу лишь, что многие думают, что это будет весь сектор малого и среднего бизнеса, торговые компании, недвижимость, но это не так. Здесь государство идет планомерно и целесообразно, и деньги Нацфонда предназначаются только для компаний - производителей казахстанских товаров.
- В какие сферы вы бы посоветовали начинающим предпринимателям вкладывать деньги, развивать свой бизнес?
- Чем уже сфера, тем больше в ней денег. И тем, кто хочет заниматься бизнесом, я бы в первую очередь посоветовала заниматься тем бизнесом, который связан с их профессиональной деятельностью. А еще лучше – и я всегда об этом говорю - занимайтесь тем, чем вы занимались бы даже бесплатно. У нас есть интересный пример в Кызылординской области.
Человек после автокатастрофы потерял все и оказался в доме престарелых, получил инвалидность. Но он не сдался, не опустил руки, а начал заниматься бизнесом, учиться жить. Используя свой управленческий опыт – в прошлом он энергетик, был на руководящих должностях – открыл прачечную и теперь каждое утро идет на работу, которую сам себе создал.
- Какие однотипные ошибки обычно допускают предприниматели?
- Первая – желание развиваться революционным путем, а не эволюционным. Человек, не имея опыта проектного управления, опыта планирования своей деятельности, реализации проекта стоимостью хотя бы 20 миллионов тенге, считает, что сразу может инициировать проект в 200 млн. или 2 млрд. Никто не говорит, я хотел бы сначала взять 30 млн., а через год замахнулся бы на проект в 150 млн. К нам приходят и начинают убеждать, что ему нужен большой кредит. Мы говорим, начните с малого, например, с 25 млн. Нет, говорят, это неинтересно, это не тот масштаб, для которого я создан. Это большое заблуждение. Если вы хотите что-то по-крупному производить, попробуйте сначала это продавать, чтобы понять рынок сбыта. Потом попробуйте это ремонтировать, и только потом попробуйте что-то производить.
Вторая ошибка – предприниматель считает, что самое главное в бизнесе, сделать все быстро, и никто не согласен выдерживать долгие дистанции, очень тщательно планировать. Поэтому многие, когда у них начинаешь что-то спрашивать, говорят, бухгалтер знает. Третья ошибка – самонадеянность, склонность недооценивать конкурентов. Конкурентов, наоборот, всегда нужно переоценивать, а не недооценивать.
Есть еще один миф, что все могут заниматься бизнесом, но это не так. Предпринимателями становится определенная прослойка общества, наиболее инициативных, смелых, в чем-то даже авантюристичных, которые готовы брать ответственность не только за себя, но и за других. Успешный ппредприниматель должен быть на голову выше других и делать свое делонастолько хорошо, что мы с вами готовы будем заплатить за это.
- Какими качествами, на ваш взгляд, должны обладать предприниматели, чтобы стать успешными?
- Предпринимательство - нелегкий труд и для того, чтобы им заниматься, нужно иметь высокие профессиональные и управленческие качества. Первое – предприниматель должен быть настойчивым. Если не получилось с первого раза, нужно попробовать еще, еще и еще и тогда появится то, что будет приносить доход. Второе – предприниматель должен быть ответственным и дисциплинированным, как бы банально это не звучало, уметь систематизировать свой труд и труд тех, кто с ним работает. Третье – должен быть обучаемым, постоянно стремиться стать все лучше и лучше, чтобы быть конкурентоспособным. Четвертое – быть высококлассным специалистом в своем деле. Есть мнение, что из троечников получаются хорошие бизнесмены, что они гибкие, но наш опыт показывает, что хорошими бизнесменами становятся люди, имеющие высокую квалификацию, профессионалы.
- И последний вопрос, повлияла ли девальвация на бизнес?
- К сожалению, повлияла и особенно на тех, кто занимался покупкой импортного оборудования. С другой стороны, девальвация научила еще одному главному принципу, которому мы учим казахстанский малый и средний бизнес - обязательства компании всегда должны быть в той валюте, в которой она зарабатывает. Это самый главный принцип устойчивости компании. Нефтяные компании могут брать долларовые займы, потому что им без разницы, свою нефть они продают в долларах. Но если вы субъект малого и среднего бизнеса, делаете хлебобулочные изделия, шьете пальто, то кредит всегда берите только в тенге, потому что вы продаете в тенге. И тогда при любой девальвации, при любой инфляции будет идти рост ваших продаж, и вы будете получать от своего клиента деньги в тенге и относить их в банк тоже в тенге. Это очень важный принцип, который наши казахстанские компании должны зарубить себе на носу.
ДАМУ в этом плане делает многое, у нас на балансе нет долларовых обязательств. Когда мы работали с Азиатским банком развития и привлекли в страну 500 миллионов долларов, мы договорились, что эти средства будут выдаваться нашим банкам только в тенге, и мы будем брать только в тенге, чтобы казахстанский малый и средний бизнес тоже получал только в тенге. Конечно, желающих дать нам в долларах или евро много, это и Всемирный банк и Европейский банк развития и реконструкции, но мы постоянно проводим переговоры, на которых отстаиваем очень четкую позицию – казахстанский малый и средний бизнес зарабатывает в тенге, и будет брать кредиты тоже только в тенге.
Оставьте комментарий:
Комментарии: