Таможенный кодекс ЕАЭС: какие обсуждаются изменения
С октября 2020 года на площадке Евразийской экономической комиссии проводится масштабная работа по внесению изменений в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
В связи со сложной ситуацией, связанной с пандемией, работа по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС организована в режиме видеоконференций.
Влияние пандемии существенно отразилось на переговорном процессе по Кодексу:
- заседания Экспертной группы по подготовке проекта Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС зачастую проводятся в отсутствие одного или нескольких государств-членов Союза;
- Комиссия вынужденно ограничивает количество выдаваемых IP-адресов для участия на заседаниях;
- на заседаниях Экспертной группы участвует лишь малая часть экспертов от государств-членов ЕАЭС;
- в Казахстане действуют две площадки: Министерства национальной экономики (для госорганов) и Национальной палаты предпринимателей (для бизнеса).
При всех озвученных сложностях казахстанская сторона выходит на переговоры без консолидированной позиции, и такая ситуация существенно отражается на эффективности проводимой работы по Таможенному кодексу. Так, государственные органы озвучивают одну позицию, а бизнес – зачастую отличную.
Уже более месяца Национальная палата предпринимателей не может добиться от Министерства национальной экономики обсуждения новых поправок в Таможенный кодекс ЕАЭС, инициированных предпринимательским сообществом.
В настоящее время государствами-членами Союза и Комиссией проводится работа по двум документам:
1) проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС (комплексный);
2) проект Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС (по вопросам регулирования трансграничной электронной интернет-торговли).
26, 27 и 29 января т.г. состоялось 7-ое заседание Экспертной группы по подготовке проекта Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС (комплексный протокол).
На заседании Экспертной группы рассмотрены предложения Комиссии и государств-членов Союза по представлению таможенным органам предварительной информации, прибытию товаров на таможенную территорию Союза и убытию товаров.
Яркое обсуждение вызвало предложение Республики Беларусь, предусматривающее возможность определять на национальном уровне порядок и сроки представления предварительной информации в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами.
Согласно Кодексу, предварительная информация используется таможенными органами для ускорения совершения таможенных операций и оптимизации проведения таможенного контроля. В связи с чем, возникает вопрос, о каком ускорении и упрощении может идти речь для физических лиц, как это осуществить технически, по каким критериям? Предложение не поддержано Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Республикой Армения предложено использовать предварительную информацию в качестве декларации на товары. Данное предложение горячо поддержано предпринимательским сообществом государств-членов Союза, так как сулит сокращение затрат на таможенное оформление для бизнеса, однако оно вызвало целый ряд серьезных вопросов у госорганов и Комиссии.
Комиссией предложено расширить ее компетенцию на определение документов, которые используются для предоставления предварительной информации, лиц, структур и т.д.
Предложения Комиссии и государств-членов решено предварительно обсудить на Экспертной группе по предварительному информированию.
Большую дискуссию со стороны Казахстана вызвало предложение Комиссии:
- по исключению из статьи 80 Таможенного кодекса права декларанта не предоставлять таможенному органу сведения, которые могут быть получены в рамках информационного взаимодействия таможенных органов и государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС;
- дополнению данной статьи «сведениями из информационных систем Комиссии» (где содержатся правовые основания?).
Республикой Казахстан и авиаперевозчиками государств-членов Союза категорически не поддержано предложение Российской Федерации в части обязательного представления авиаперевозчиком сведений о кодах товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС на уровне не менее первых 6 знаков при прибытии товаров в Союз.
Российскими, белорусскими и казахстанскими авиакомпаниями была озвучена позиция о невозможности представления такой информации в связи с тем, что в генеральной накладной отсутствуют сведения о коде ТН ВЭД, авиаперевозчики взаимодействуют с агентами, а не с получателями товаров.
Решено обсудить российское предложение в государствах-членах с обязательным участием авиаперевозчиков.
Следующее заседание Экспертной группы состоится 2 и 3 февраля 2021 года.
С протоколами заседаний Рабочей и Экспертной групп и материалами можно ознакомиться здесь
Оставьте комментарий:
Комментарии: