Обучать под заказ рынка труда
Вопросы развития дуального обучения в системе казахстанского высшего образования рассмотрели в ходе Круглого стола, организованного на базе Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
Более 300 представителей высшего образования, в том числе, представители МОН приняли участие в обсуждении механизмов взаимодействия образования и бизнеса в рамках дуального обучения студентов.
Дуальная система обучения признана в мире как одна из самых эффективных форм подготовки профессионально-технических кадров. Важность этой формы обучения и необходимость ее внедрения признана на государственном уровне.
На протяжении 7 лет «Атамекен», как представитель работодателей, занимается вопросами внедрения дуального обучения, выступая в качестве «двойного агента» для учебного заведения и предприятия. Система уже показала положительные результаты на примере технического и профессионального образования в РК. Охват учащихся по дуальной системе с 2014 по 2020 годы увеличился с 10 тыс. до 35 тыс., а количество предприятий, обучающих у себя на производстве, увеличилось с 619 (2014 году) до 3894 (2020 г.). Трудоустройство выпускников по традиционному обучению составляет 69,6%, по дуальному обучению - 85%. Более 1500 наставников с производства прошли повышение квалификации по обучению на рабочем месте на базе Школ наставничества НПП.
«Все мы знаем, что ключевым фактором развития дуального образования является социальное партнерство. Высшие учебные заведения должны понимать, что готовят кадры для рынка труда. И если заинтересованы в спросе на их выпускников, надо искать связи с отраслевыми партнерами бизнеса. В процессе переговоров происходит осмысление производственных процессов, расписывается механизм всех производственных задач, что приводит к заключению взаимовыгодных договорных отношений. Четкое распределение участия каждой стороны в процессе обучения, вопросы ответственности, согласование программы, графика обучения студента и другие вопросы должны стать условием заключения договора о дуальном обучении», - отметила заместителя директора департамента развития человеческого капитала НПП РК «Атамекен» Лязат Шонаева.
Вместе с тем, рынок пополняется огромным количеством безработных, дипломированных специалистов. Низкое качество подготовки, отсутствие у студентов как практических навыков, так и нацеленности на их приобретение - основные факторы явного омоложения безработной армии.
Соответственно, и предприятия недостаточно активны в готовности взять на обучение молодых специалистов. В процентном соотношении от общего количества представителей бизнеса в Казахстане около 4 тыс предприятий, участников дуального обучения, представляет совсем небольшое количество.
Одной из причин, по словам Лязат Шонаевой, слабая информированность предприятий о дуальном обучении. Понимание столь распространенного сейчас понятия «человеческий капитал» требует формирования, прежде всего, культуры его понимания.
Поэтому перед Национальной палатой стоит задача – приобщить к системе дуального образования как можно больше представителей малого и среднего бизнеса, разъяснение преимуществ участия в дуальном обучении.
Необходимость развития системы дуального образования понимают и некоторые высшие учебные заведения.
«На наш взгляд вся система трансформировалась, мы как технический вуз понимаем, что у нас не должно быть отличия между дуальным или практикоориентированным обучением, все обучение должно быть выстроено именно в диалоге с индустрией», - отметила Председатель Правления – ректор, НАО «Атырауский университет нефти и газа имени Сафи Утебаева» Гульзада Шакуликова.
Ректор отметила, что ни одна программа не может создаваться без партнёра индустрии, без партнера международного, у которого мы должны учиться.
Если мы говорим о специальности Нефтегазовое дело, Геология или Электроэнергетика, необходим индустриальный полигон. Идеология дуального обучения правильная, но факт того, как она реализовывается на самом деле, весьма проблематичен. Насколько вуз наладил процесс с индустрией, насколько практическая часть включена в учебный процесс, а может у нас студенты ушли на практику и абсолютно не осваивают теоретические блоки… Это очень трудоемкий процесс и говорить, что 100% трудоустройство по специальности в эту цифру, около 80% по специальности, мы только стремимся к этому и понимаем, что это и есть внутренняя политика.
По завершению работы круглого стола были подведены итоги, и вынесено однозначное резюме - полученная академическая свобода для вузов значительно расширяет возможности вуза по сближению с рынком труда и подготовке специалистов, заточенных под конкретный спрос потребителя.
Оставьте комментарий:
Комментарии: