Строители ВКО поднимают вопросы сметных цен, дефицита битума, субсидирования отрасли и нехватки специалистов
19 ноября члены комитета строительства при Региональном совете Палаты предпринимателей ВКО встретились с представителями департаментов строительства и обрабатывающей промышленности центрального аппарата НПП РК «Атамекен» в режиме ВКС (Zoom). На повестке дня стояло четыре самых актуальных вопроса строительной отрасли.
Модератором выступил председатель комитета строительства РС ПП ВКО, директор ТОО «VK Development Group» Айдос Бахтубаев. Участие в заседании приняли члены Регсовета, предприниматели строительной отрасли и представители отраслевых департаментов центрального аппарата НПП РК «Атамекен».
БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА
Первый вопрос касался несоответствия рыночных и сметных цен на основные строительные материалы, изделия и конструкции.
В текущем году в ВКО осуществлялось строительство более 900 объектов, в том числе в рамках программы «Дорожная карта занятости» 817 объектов.
«На объекты строительно-монтажных работ выделяются огромные суммы, и предприятия сталкиваются с многочисленными проблемами, требующими конкретных решений. От лица строительных компаний области хотел бы акцентировать ваше внимание на этом вопросе», - призвал Айдос Бахтубаев.
Действительно, за время прохождения всех стадий проекта - от разработки и согласования ПСД до проведения конкурса и начала строительных работ - цены на стройматериалы могут подниматься дважды и трижды. Ведь этот процесс занимает в среднем от 1 до 1,5 лет. В итоге строители вынуждены при закупе материалов нести дополнительные расходы, которые никак не отражаются в смете.
Председатель комитета строительства привел пример: стоимость песка в ПСД определена в размере 1 912 тг за кубометр, а фактически на момент начала строительства он стоил 3 800 тг. Таким образом, разница составляет 1 888 тг. Цена проката толстолистового горячекатаного в ПСД - 235 884 тенге, а по факту - 293 000 тг, то есть разница составляет 57 116 тг.
Подобные расхождения цен наблюдаются практически по всем основным строительным материалам. Кроме того не соответствуют фактической стоимости затраты на эксплуатацию машин и оборудования (краны, погрузчики, бульдозеры и т. д.), а также теряет актуальность размер заработной платы сотрудников.
«Предлагаем как один из вариантов рассмотреть возможность применения коэффициента инфляции к ранее утвержденной ПСД, что сравняет сметные и рыночные цены к моменту реализации проекта», - озвучил предложение бизнес-сообщества Айдос Бахтубаев.
При этом, отметил Айдос Кабдуллович, данная информация ранее уже была направлена Палатой предпринимателей ВКО на рассмотрение рабочей группы при Комитете по делам строительства и ЖКХ Министерства индустриального развития РК.
Прокомментировала данную ситуацию директор департамента строительства НПП РК «Атамекен» Назира Усенова:
«Мы неоднократно поднимали этот вопрос, даже проводили совещание на уровне премьер-министра, подписали обширный протокол с поручениями госорганам. В начале года была сформирована рабочая группа по вопросам ценообразования и сметного планирования, которая до карантина активно заседала, но после объявления ЧП приостановила свою деятельность. Сейчас она снова начнет работать. Также мы намерены в течение недели подписать дорожную карту проблем в сфере строительства с вице-министром Романом Скляром и создать проектные офисы по каждому блоку вопросов».
Назира Кадылбековна также сообщила, что Нацпалата настаивает на том, чтобы публиковать все сведения в открытом доступе, и в этой связи предлагает оцифровать процесс, создав автоматизированную базу данных - единый реестр строительных материалов и услуг. На его основе будут формироваться сборники сметных цен. Данное предложение уже направлено в госорганы.
К слову, теперь и строители Востока могут участвовать в обсуждении проблем своей отрасли на центральном уровне. 8 членов Регионального и районных советов предпринимателей ПП ВКО вошли в состав Комитета строительства при НПП РК «Атамекен».
БИТУМ ДО И БИТУМ ПОСЛЕ
О проблеме дефицита битума в разгар строительного сезона рассказал член комитета строительства РС ПП ВКО, генеральный директор ТОО «СК «Зайсан» Гафур Нурасыл.
По его словам, основной причиной дефицита битума в летний период (строительный сезон) является запрет на вывоз нефтепродуктов из Российской Федерации в Республику Казахстан.
Предприятия строительной сферы ВКО приобретают дорожный битум на Павлодарском НХЗ, поскольку лишь этот завод подходит им логистически. А в случае планового ремонта на данном заводе приобретение и доставка дорожного битума осуществляется из городов Шымкент и Актау, что представляется нецелесообразным, поскольку расстояние от этих городов до ВКО составляет 1 811 и 3 631 км соответственно.
«Мы заказывали битум в Актау, и ждали его потом целый месяц. А строительный сезон горит - надо все закрывать. И что немаловажно, качество битума оставляет желать лучшего. Мы вынуждены добавлять присадки, чтобы улучшить качество асфальтобетона, а в смету это не заложено», - добавил член комитета строительства РС ПП ВКО, директор ТОО «Ремдор» Бауыржан Камзинов.
«В зимний же период приобрести дорожный битум и вовсе невозможно, для этого требуется специальное оборудование, позволяющее хранить битум и поддерживать его в надлежащем для строительства состоянии», - продолжил тему Гафур Нурасыл.
Таким образом, с целью надлежащего выполнения своих обязательств по строительным договорам предприятия вынуждены приобретать битум в сезон ажиотажа по завышенным ценам. К примеру, если перед началом строительного сезона стоимость битума составляет порядка 105 тысяч тенге за 1 тонну, то к окончанию сезона она вырастает до 165 тысяч тенге, а с учетом доставки до объекта стоимость поднимается до 190-200 тысяч тенге.
«Мы предлагаем рассмотреть возможность частичного снятия запрета на импорт дорожного битума, либо как вариант ввести квоту на импорт битума из РФ в Восточный Казахстан на время строительного сезона», - предложил Гафур Болатбекулы.
По сведениям эксперта департамента обрабатывающей промышленности НПП РК «Атамекен» Куата Шарипова, у казахстанских НХЗ битум всегда есть в наличии, но предприятия чаще всего не оплачивают его стоимость сразу, а просят предоставлять в долг до окончания строительства. Такой расклад, естественно, не устраивает производителей.
Подтвердил сказанное и руководитель проектного офиса ОЮЛ «Казхимпром» Руслан Туртаев.
«У нас идет неисполнение контрактов. А просто фактически негде купить асфальт, так как у дорожников нет битума. Деньги есть, а битума нет! Предложите сейчас - и любые дорожники купят. В разгар строительного сезона, в августе-сентябре, битума физически нет», - не согласился с озвученными доводами председатель комитета строительства Айдос Бахтубаев.
Представитель НПП Назира Усенова отметила, что данный вопрос поднимался еще 3 года назад, но до сих пор остается нерешенным. Поэтому необходимо провести республиканское совещание с предприятиями строительно-дорожной сферы и производителями битума, после чего вновь озвучить свои предложения в Правительстве.
По итогам обсуждения двух вопросов было принято решение о предоставлении членами комитета документов (ценовые предложения, счета-фактуры, накладные, договора, проектно-сметные документы, официальная переписка), подтверждающих несоответствие рыночных и сметных цен, а также отдельно по дорожному битуму. Такую же информацию Палата предпринимателей ВКО запросит у предприятий строительной отрасли ВКО и направит в адрес НПП РК «Атамекен» для проведения анализа.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ?
Также на заседании обсудили проблемный вопрос, связанный с отсутствием программы по поддержке строительной сферы на приобретение спецтехники, наподобие программы поддержки АПК.
«Если говорить в целом об инвестировании проектов в Казахстане, то МСБ отсутствует в этом поле. Иностранным и крупным отечественным инвесторам деньги дают. Но государству лучше бы давать эти деньги своим, нужно ввести понятие инвестора МСБ. А то получается дискриминация местного бизнеса по сравнению с иностранным. Должно быть какое-то равноправие, иначе вымрет МСБ с таким подходом», - высказался по теме член комитета строительства РС ПП ВКО, директор ТОО «Авто-форт» Олег Беляев.
Назира Усенова предложила консолидировать мнения и доводы предпринимателей по данному вопросу и направить официальное обращение в Нацпалату для рассмотрения данной проблемы на республиканском совещании с участием МИР РК.
Обсудили также вопрос нехватки рабочих кадров и привлечения иностранной рабочей силы в дорожно-строительную отрасль. За оформление одного зарубежного специалиста по 4 категории отечественным компаниям сегодня приходится платить 250 МРП (694 500 тенге), в то же время на родине специалистов не сыщешь днем с огнем, а лимит на иностранцев составляет 10% от общего количества работников. Кроме того в перечне профессий сезонных иностранных работников отсутствует строительная отрасль.
«Наш департамент над этим вопросом работает. Мы сейчас собираем предложения от ассоциаций, с тем чтобы пересмотреть требования и параметры «Дорожной карты занятости», - прокомментировала Назира Усенова.
Вся информация, полученная в ходе заседания комитета строительства РС ПП ВКО, а также дополнительно собранные у бизнеса сведения будут направлены Палатой предпринимателей ВКО в центральный аппарат НПП для решения проблемных вопросов на республиканском уровне.
Оставьте комментарий:
Комментарии: