Отсутствие доступа к сырью и на внешние рынки – на что жалуются машиностроители Казахстана
Глава правительства поручил расширить пул проектов индустриализации.
В этом году по карте индустриализации должны запустить 206 проектов на общую сумму 996 млрд тенге. Это позволит увеличить объем производства на 1,3 трлн тенге, объем экспорта – на 325 млрд тенге, создать около 19 тыс. рабочих мест. В отрасли машиностроения, в частности, реализуется 19 проектов на 170 млрд тенге.
“Машиностроительная отрасль важная отрасль экономики Казахстана. В рамках реализации ГПИИР отрасли оказываются меры поддержки, поэтому отрасль несмотря на введение карантинных мер показывает положительную динамику развития. За восемь месяцев этого года в обрабатывающей промышленности Казахстана обеспечен рост, в машиностроении – на 16,3%, в том числе автомобилестроении – на 51,8%. Объем экспорта машиностроительной продукции увеличился в 1,7 раза”, — отметила директор департамента обрабатывающей промышленности Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен” Зифа Якупова.
Однако в соотношении экспорта и импорта машиностроительной продукции ситуация остается неизменной: объем импорта все еще превалирует (40-43%), в то время как экспорт держится на отметке 2%.
В период действия карантинных мер в Казахстане Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен” были организованы встречи с производителями по видеоконференцсвязи. Руководители предприятий обрабатывающей промышленности, в частности машиностроительной отрасли, могли напрямую задать интересующие их вопросы, поделиться своими предложениями по развитию казахстанского машиностроения в режиме реального времени. Данные встречи были проведены с участием представителей Министерства торговли и интеграции РК, Министерства национальной экономики РК, Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. Все предложения МСП были направлены в уполномоченные государственные органы и на данный момент обрабатываются в установленном порядке.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются производители машиностроительной отрасли, это льготное кредитование, налоговое и таможенное администрирование, вопросы обеспечения сырьем.
“Сегодня в Казахстане есть очень много мер поддержек финансовых, нефинансовых, которыми мы воспользовались и благодаря которым мы в партнерстве с профильными министерствами достигли хороших результатов. Но для нас ключевым вопросом является доступ к сырью. Например, наш региональный партнер Узбекистан, беспрепятственно получает важнейшие виды материалов и сырья: из нашего алюминия они делают двигатели для автомобилей, из нашей пшеницы делают муку, из наших черных металлов изготавливают арматуру и так далее. Но у нас нет доступа к лому свинца Узбекистана. Там накоплено большое количество лома, но в стране действует запрет на вывоз цветного металла. Здесь мы не находим взаимную торговлю”, — поделился директор по развитию “Кайнар АКБ” Турар Жалмагамбетов.
Также проблемным вопросом является доступ к рынкам странам ЕАЭС. На бумаге сотрудничество зафиксировано, однако на деле производители машиностроительной продукции испытывают трудности с доступом на зарубежные рынки. Также производители подняли вопрос устранения бюрократических барьеров при участии в государственных закупках. Представители машиностроительной отрасли выразили надежду на то, что Закон “О промышленной политике” будет гарантировать решение данных стратегически важных задач. Напомним, Министерству индустрии и инфраструктурного развития поручено до конца октября т. г. разработать и внести в Правительство проект концепции Закона «О промышленной политике».
Отдельного внимания стоит вопрос сертификации казахстанской продукции машиностроительной отрасли. Так как все проекты нормативно-правовых актов, касающихся обрабатывающей промышленности, рассматриваются и обсуждаются с представителями МСП, на данный момент остро встал вопрос затрат, которые предприятия вынуждены производить для обеспечения подтверждения своей продукции на зарубежных рынках.
“В этом году будут внесены изменения в правила, согласно которым предприятиям будет обеспечено возмещение затрат на изготовление пробного образца, которые предприятия вывозят для сертификации за рубежом. Процедура дорогостоящая, поэтому подобная возможность снизит финансовую нагрузку на МСП” — добавила Зифа Якупова.
Посмотреть выпуск “Машиностроение Казахстана: пандемия, проблемы, перспективы” специального проекта Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан “Атамекен” и телеканала Atameken Business Channel “Бизнес и государство” по ссылке: https://youtu.be/EVwnXHW1En8
Оставьте комментарий:
Комментарии: