Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

В Акмолинской области чиновники незаконно расторгли договор о госзакупках

15 Сентября 2020
- Акмолинская область
45141 просмотров

Мы неоднократно рассказывали о фактах злоупотребления должностными лицами своими полномочиями, их неправомерных действиях в отношении предпринимателей. Еще один вопиющий случай произошел в сфере государственных закупок, к слову, чаще всего критикуемой из-за высоких коррупционных рисков.

В Палату предпринимателей Акмолинской области поступило обращение от ТОО «Kaztelematica» с жалобой на действия отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бурабайского района. 13 мая 2020 года уполномоченный орган и ТОО «Kaztelematica» заключили двухгодичный договор о госзакупках в сфере строительства. Компания обязывалась провести строительство и реконструкцию дорожной сети поселка Бурабай на сумму свыше 655 млн тенге.

А уже 27 мая через веб-портал государственных закупок подрядчик вдруг получает уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке. В качестве основания госорган ссылается на подпункт 3 пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках», то есть фактически признав подрядчика недобросовестным участником госзакупок. Также заказчик приводит пункт 39 постановления Правительства «Об определении специального порядка государственных закупок» (далее – Специальный порядок – прим.).

По мнению экспертов Региональной палаты, разбиравшихся в этом деле, заказчик своими неправомерными действиями грубо нарушил законные права и интересы предпринимателя.

«Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках», Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень поставщиков, не исполнивших, либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства в рамках заключенных с ними договоров. Договор c ТОО «Kaztelematica» заключен на срок более одного финансового года, то есть, работа предусмотрена в 2020 и 2021 годах. Согласно приложению к договору, срок выполнения работ составляет 10 месяцев с момента получения уведомления о начале строительно-монтажных работ. Учитывая то, что заказчик до расторжения договора уведомление подрядчику о начале работ не вручил, и, соответственно, десятимесячный срок не истек, основание для расторжения договора выбрано необоснованно. Каких-либо других претензий со стороны заказчика в адрес подрядчика не поступало», - комментирует заместитель директора РПП по правовым вопросам Расул Сыздыков.

Еще одним основанием для расторжения договора стал пункт 39 Специального порядка, согласно которому конкурсная комиссия вправе отклонить потенциального поставщика в случае, если его юридический (фактический) адрес зарегистрирован в административно-территориальной единице, находящейся в зоне карантина, либо потенциальный поставщик находится в зоне ограничения, связанного с введением ЧП. Однако исключением является, когда сам заказчик находится в той же административно-территориальной единице.

Конкурсная комиссия также вправе отклонить потенциального поставщика, если заказчик зарегистрирован в административно-территориальной единице, находящейся в зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением ЧП, юридический (фактический) адрес которого зарегистрирован в административно-территориальной единице, не относящейся к зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением чрезвычайного положения.

При этом в обоих случаях заказчик вправе допустить потенциального поставщика, если в заявке на участие в конкурсе имеются документы, подтверждающие наличие ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору о госзакупках в зоне карантина, либо ограничения, связанного с введением ЧП.

И эти нормы применимы на стадии рассмотрения конкурсных заявок, а не постфактум, как это сделал отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бурабайского района.

Эксперты Палаты подали иск в Специализизированный межрайонный экономический суд Акмолинской области о признании действий по расторжению договора о государственных закупках незаконным. Параллельно направили ходатайство о принятии мер по обеспечению иска о запрете на проведение конкурсных процедур ответчиком.

«Весьма противоречива позиция председателя конкурсной комиссии, и.о. руководителя райотдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог, который при голосовании принял решение о допуске ТОО «Kaztelematica». Причем вопросов о местонахождении подрядчика у него изначально не было. Незаконные и необоснованные действия заказчика привели к отрицательным последствиям как для предпринимателя, который начал подготовительные работы и потратил средства, так и для государства, т. к. присутствуют риски неосвоения бюджетных средств», - отметил Расул Сыздыков.

4 августа т.г. Специализизированный межрайонный экономический суд Акмолинской области поставил точку в этом деле. Расторжение договора отделом пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бурабайского района с ТОО «Kaztelematica» служители Фемиды признали незаконным.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры