Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии»
Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии»
1. Название законопроекта.
Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии» (далее – проект закона).
2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.
Основанием для разработки проекта закона является программа «Рухани жаңғыру», Концепция культурной политики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 (далее – Концепция культурной политики) и Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы» от 31 декабря 2019 года № 1045.
С учетом обозначенных задач, предусмотренных в программе «Рухани жаңғыру», Концепции культурной политики и Закона Республики Казахстан «О кинематографии» разработка Законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в области кинематографии, в части:
- законодательного урегулирования механизма создания кинокомиссии и его функционирования;
- систематизации и законодательной регламентации сохранения и развития материально-технической базы сферы кинематографии;
- включение новых понятии;
- участия национальных фильмов в международных кинофестивалях, проведению дней кино и иных мероприятиях, направленных на продвижение национального фильма за рубежом;
- регламентация развития международных связей в сфере кинематографии, представительство в международных организациях кинематографии, комиссиях, участие и представление киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях;
- определения порядка субсидирования в сфере кинематографии и др.
В нынешних условиях, когда сфера киноиндустрии становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной средой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды киноискусства и кинопроизводство на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: фильмы, анимацию и другие.
В целях качественной и эффективной реализации государственной политики в области киноиндустрии возникает необходимость внесения ряда поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии.
Создание региональных кинокомиссии
В действующей редакции Закона РК «О кинематографии» деятельность кинокомиссий не предусмотрена.
Кинокомиссии в мировой практике – это некоммерческие организации при местных исполнительных органах, целью которых является обеспечение условий для профессионального кинопроизводства на соответствующей территории и привлечения инвесторов в лице кинопроизводителей из других регионов и стран.
Кинокомиссии играют огромную роль в росте региона и национальной экономики в целом – развивается международная продукция, повышается качество сопутствующих услуг и квалификация местных кадров, привлекаются иностранные инвестиции, а также возрастает и туристическая привлекательность территорий.
В этой связи, организация деятельности кинокомиссий в Казахстане является одной из основных задач развития отечественной киноиндустрии. Во всем мире кинокомиссии формируются и функционируют при непосредственной поддержке государства. Внедрение данной системы ускорит как внутренний рост казахстанской отрасли кино, так и ее выход на международный рынок.
Сегодня в мире насчитывается более 1000 кинокомиссий и более чем в 100 государствах, а с 2020 года в это профессиональное сообщество вошел Казахстан, когда Государственный центр поддержки национального кино вступил в Международную ассоциацию кинокомиссий AFCI.
Процесс кинопроизводства для съемочных групп должен быть максимально удобным, и поэтому кинокомиссия выступает модератором между региональной властью и кинокомпаниями, а их продуктивное взаимодействие обеспечивается по принципу службы «одного окна», когда кинокомиссия принимает заявку на съемки от кинопроизводителя и далее осуществляет все необходимые согласования.
Услуги кинокомиссии будут предоставляются безвозмездно (консультирование по вопросам съемок в регионе, подбор локаций для съемок, получение разрешений на съемки, согласование объектов для съемок, обеспечение безопасности съемок (МВД, ДПС, охраны, скорой помощи и др.), подбор местных кадров для съемок, привлечение местных компаний и технических ресурсов, подбор мест проживания и питания съемочных групп, PR-поддержка и координация работы со СМИ, обеспечение компенсации части расходов до 30% и др.).
Расширение видов деятельности Государственного центра поддержки национального кино (далее - Центр)
По Правилам осуществления государственных закупок потенциальному Подрядчику необходимо иметь опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг – два года. В то время как Центр создан от 15 марта 2019 г.
Добавление функции «по участию национальных фильмов в международных кинофестивалях, проведению дней кино и иных мероприятий, направленных на продвижение национального фильма за рубежом» обеспечит финансирование путем прямого заключения договора с уполномоченным органом, а не путем участия Центра в открытом конкурсе, что противоречит Пп.2) пункта 442 Правил осуществления государственных закупок, в которых установлены квалификационные требования в части наличия опыта. Для осуществления уставных задач Центра в полной мере – важно иметь финансирование этой деятельности.
Кроме того, в связи с тем, что конкурсные отборы кинопроектов проводятся ежегодно, появляется необходимость ежегодного изменения состава Экспертного совета. Внесение изменений в состав требуется для качественного и прозрачного отбора и принятия решения о финансировании.
Также проектом Закона предусмотрено обязательное субтитрирование и тифлокомментирование кинопроектов. Данное дополнение вносится в связи с тем, что в случае получения средств на производство полнометражного национального фильма, создаваемого в художественной или анимационной форме, их получатель обязан осуществить субтитрирование и тифлокомментирование этого фильма в рамках выделенных средств.
Понятийный ряд
В целях обеспечения единой правоприменительной практики при реализации норм Закона «О кинематографии» остро стоит необходимость включения новых понятии, содержащих термины «кинофестиваль», «дни кино», «кинорынок» и «кинобизнес-площадка» и др.
Кинофестиваль - культурно-просветительное мероприятие, которое представляет собой показ специально отобранных фильмов. Проведение кинофестивалей и других культурных мероприятий являются очень важными событиями в сфере кинематографии.
Задачей кинофестиваля является, не парад приглашенных звезд на красной дорожке, а создание условий, по которым кинематографисты мира сочтут за честь посетить фестиваль для продвижения собственных фильмов и поиска партнеров. Этого можно добиться, только если фестиваль будет преследовать долгосрочную стратегию делового бренда и репутации.
Так же целью фестиваля является популяризация киноискусства, привлечение международного киносообщества к возможностям Казахстана, обмен опытом и запуск копродукции.
3. Цели принятия законопроекта.
Целью принятия проекта Закона является совершенствование действующего законодательства и создание благоприятных условий для развития кинематографии в Республике Казахстан путем создания кинокомиссий, привлечения иностранных инвесторов, представления киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях.
4. Предмет регулирования законопроекта.
Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере кинематографии и определение правовых, экономических и организационных основ сферы кинематографии.
5. Структура и содержание законопроекта.
Структура законопроекта включает две статьи:
Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:
- Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
- Закон Республики Казахстан «О кинематографии».
Статьей 2 определяется порядок введения в действие закона.
6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.
По результатам проведенного мониторинга необходимость внесения изменений и дополнений в законодательные акты не выявлена.
7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.
Правовые последствия принятия законопроекта заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области кинематографии.
Социально-экономические последствия принятия законопроекта заключаются в повышении качества деятельности, направленной на реализацию государственной политики в области кинематографии.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.
8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.
Требует одновременного приведения в соответствие с разрабатываемым проектом закона следующих законодательных актов:
1) Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
2) Закон Республики Казахстан «О кинематографии».
9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.
Предмет данного законопроекта регламентируется положениями Закона Республики Казахстан от 3 января 2019 года «О кинематографии».
10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.
Система возврата части затраченных средств инвесторам (путем предоставления субсидий или же рибейтов) и профессиональные услуги кинокомиссий, наряду с живописными ландшафтами и развитой инфраструктурой, являются основными составляющими успешного международного сотрудничества в кино, эффективным инструментом продвижения регионов как конкурентоспособных площадок для фильмов и сериалов.
Новая Зеландия по-прежнему остается успешным примером развития региональной отрасли кино, благодаря всемирно известной франшизе «Властелин колец», производство которой сегодня продолжает компания Amazon в формате сериала.
В России активно действуют около 10 региональных кинокомиссий. К примеру, Московская кинокомиссия была создана 2018 году по поручению Мэрии Москвы и к настоящему времени рассмотрела более 190 заявок от кинематографистов, оказала содействие в проведении съемок более 400 эпизодов фильмов и телепроектов, а также реализовала более 20 иностранных проектов на территории Москвы.
Согласно действующей редакции статьи 15 Закона РК «О кинематографии», а также Правилам и условиям выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденным Министерством культуры и спорта РК, минимальный вклад инвестора должен составлять не менее 130 000 МРП (≈ $ 850 000), что является завышенной планкой для страны, которая малоизвестна в мировом кинобизнесе и пока не имеет успешного опыта реализации международных кинопроектов на своей территории.
К примеру, данный показатель по художественным фильмам в ряде преуспевающих стран существенно ниже: Грузия – от 250 000 $; ОАЭ – от 200 000 $; Франция – от 250 000 €; Мальта и Греция – от 100 000 €; Хорватия – от 250 000 €; Сербия – от 300 000 € и др. Но, а более высокая ставка (от 1 млн. $) достигнута в странах с многолетним опытом инвестиций и кинотуризма, таких как Новая Зеландия, Испания или Марокко.
Считаем целесообразным исключить из редакции статьи 15 Закона РК «О кинематографии» указание конкретной минимальной ставки инвестиций и определить ее в Правилах и условиях выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденных приказом Министра культуры и спорта РК от 22 июля 2019 года № 206.
11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.
Оставьте комментарий:
Комментарии: