Как коронавирус влияет на казахстанские банки?
Кредитный карантин пока не оказал сильного давления на рост кредитования бизнеса, но замедлил выдачу розничных займов в марте.
В марте ссудный портфель БВУ вырос на 5,0%, или 723,4 млрд тенге, до отметки 15,3 трлн тенге, что составляет 53,2% всех активов, сообщили inbusiness.kz в ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» (АФК). Указанная динамика обусловлена переоценкой портфеля валютных займов (вырос на 14,6%), а также ускорением объемов выдачи корпоративных кредитов (+5,9%), в то время как розничный портфель продемонстрировал менее выраженный рост (+1,2%).
Отметим, выдача потребительских займов снизилась в марте на 6,0%, ипотечных займов – на 3,5%, однако, например, выдача корпоративных займов транспортной отрасли выросла в марте почти в два раза.
Замещение розничных кредитов корпоративными, вероятно, происходило в связи со снижением спроса на кредиты со стороны населения, особенно в городах Алматы и Нур-Султане, ввиду ввода режима карантина, а также в связи с освоением средств по госпрограммам. К примеру, по госпрограмме «Экономика простых вещей» по состоянию на начало апреля этого года банками принято 586 заявок на сумму 381,5 млрд тенге, из них одобрена 431 заявка на сумму 251,930 млрд тенге.
При этом в условиях самоизоляции большей части клиентов финансовые учреждения, безусловно, переводили услуги в онлайн-формат, предоставляя доступ для своих клиентов в режиме 24/7. Так, например, клиентам БВУ была предложена услуга открытия счетов и карточек через мобильные приложения или через официальные сайты банков. Вместе с тем прибыль сектора в марте увеличилась на 24,1%, или 98,2 млрд тенге (до 248,7 млрд тенге), что преимущественно было обусловлено ускорением роста чистых процентных доходов (+111,9 млрд тенге), добавили в АФК. Напомним, как правило, процентные доходы имеют ключевое место по значимости среди источников дохода БВУ.
Тем не менее на фоне карантинных ограничений каждый третий заемщик, или свыше 1,6 млн человек, получили отсрочки по займам на сумму 237,4 млрд тенге, сообщает агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Из них почти 300 тыс. должников – представители социально уязвимых слоев общества. Более того, 246 предпринимателей прошли одобрение на получение кредита по льготной программе на сумму 62,5 млрд тенге. Общее число поданных заявок составило 1313 на общую сумму более 274 млрд тенге.
Есть ли безналичный бум?
В связи с продлением сроков представления отчетности финансовыми организациями на период чрезвычайного положения в стране публикация статистики по безналичным платежам перенесена с 27 апреля на 06 мая текущего года, отмечают в АФК. Тем не менее очевидно, что нынешняя ситуация, безусловно, отразится на динамике безналичных платежей в стране. По данным АРРФР по состоянию на 29 апреля, свыше 1,7 млн казахстанцев открыли платежные карты и счета для получения социальных выплат. При этом пособия в размере 42,5 тыс. тенге из Государственного фонда социального страхования уже получили 4,28 млн человек.
«Объем безналичных платежей в марте может продемонстрировать дальнейший рост на фоне таких разовых факторов, как покупка товаров и медикаментов перед введением режима карантина и самоизоляции. При этом логично ожидать, что граждане старались делать больше безналичных платежей, чтобы ограничить контакты. Между тем снятие в банкоматах может также продемонстрировать рост ввиду необходимости формирования наличной массы для осуществления покупок в тех местах, где оплата безналичным путем ограничена или невозможна. Немаловажным фактором для роста снятия наличности могло послужить и ограничение работы, и закрытие офисов БВУ на период с конца марта по вторую половину апреля», – прогнозируют в АФК.
Необходимо отметить, что для самого финансового сектора резкое изменение условий ведения операций стало большим вызовом, с которым финансовые организации успешно справились, добавляют в профильной ассоциации. В условиях ограничения работы головных офисов и закрытия части филиалов, перехода на онлайн-режим многих сотрудников банки, тем не менее, оперативно вводили новые форматы взаимодействия с клиентами, рассматривали заявления клиентов по отсрочке платежей по кредитам, обеспечивали выплату социальных платежей и в целом продолжали работу в обычном для клиентов режиме, подытожили в ассоциации.
Саян Абаев
Оставьте комментарий:
Комментарии: