Предложения НПП «Атамекен» и строительной отрасли по антикризисным мерам поддержки в сфере строительства
Ситуация по введению чрезвычайного положения в связи с инфекцией коронавируса, девальвацией курса национальной валюты и объявлением режима карантина в городах Нур-Султан и Алматы серьезно осложнили работу строительной отрасли.
Строительные компании вынуждены «заморозить» строительство действующих и новых объектов. Под вопросом доходная часть почти 700 тысяч семей работников отрасли.
Курс доллара США вырос за несколько дней на 17%, курс 13%. Это, безусловно, негативно влияет на стоимость импортных материалов, доля которых в объектах строительства доходит до 25% (в зависимости от класса жилья).
Ограничение проезда в города Нур-Султан и Алматы для поставщиков и работников предприятий создало практически полный коллапс в строительстве объектов в этих городах. В случае, если ситуация не разрешится, имеются высокие риски срыва сроков строительства и ввода в эксплуатацию объектов социального и коммерческого жилья.
В связи с работой Минфина по корректировке бюджета приостановлены платежи и авансы по бюджетным инвестиционным проектам.
Справочно: по статистическим данным в строительной отрасли Казахстана действует 38 162 предприятия, доля занятых в сфере составляет 7,2% от общего количества занятых по стране; средняя заработная плата в сфере строительства составляет 257 тыс. тенге. Доля строительства в ВВП страны составляет 6,4%. Приостановление строительных работ на одном объекте влечет расходы застройщика в размере от 15 до 18 миллионов тенге ежемесячно.
Усугубляют ситуацию нарастающие отказы дольщиков выполнять свои обязательства по заключенным договорам. Имеются риски строительных компаний недополучить в среднем 25% своего годового оборота. В случае приостановки строительства жилищных комплексов, реакция дольщиков может вырасти до социальной напряженности.Остановка строительно-монтажных работ приведет к вынужденному сокращению действующих штатов работников строительных компаний (сокращение/отпуск без сохранения заработной платы), что также негативно отразится на социальной обстановке в стране.
Справочно: порядка 40 % работников строительных компаний проживают в пригородах Алматы и Нур-Султана. Только по крупным застройщикам планируется отправить в отпуск без сохранения заработной платы и/или сократить более 2500 работников.
Мировая практика.
Правительством РФ поручено максимально убрать ограничения для бизнеса и увеличить объем субсидий, чтобы поддержать существующие темпы строительства жилья и инфраструктуры на территории страны, поскольку после выхода из кризиса будет очень сложно выйти на прежние объемы.
МНЭ РК озвучен ряд предложений по поддержке отрасли, но учитывая системный характер кризиса, возможно, этих мер будет недостаточно.
В сложившихся условиях считаем важным принять следующие комплексные антикризисные меры поддержки:
Первое – меры развития:
- обеспечение дальнейшего роста объемов жилищного строительства и доступности приобретения жилья для граждан;
- выкуп государством у застройщиков готовых объектов для обеспечения граждан социальным жильем, в т.ч. арендным;
- развитие инфраструктуры наиболее вытребованной населением (ремонт/ реконструкция социальной инфраструктуры ЖКХ, инженерно-транспортной инфраструктуры и т.д.)
- принятие комплексных мер господдержки по повышению покупательской способности населения (снижение процентных ставок по ипотеке, выкуп квартир у частных застройщиков по программам арендного жилья);
- цифровизация строительной отрасли, в том числе для целей повышения инвестиционной привлекательности (автоматизация согласования строительной документации, автоматизация ГАСК, создание Реестров лицензиатов и поставщиков строительных материалов и услуг, формирование электронных карт размещения производств строительных материалов, совершенствование механизмов казначейского сопровождения и т.д.).
Для реализации этих целей максимально привлечь отраслевое сообщество и НПП РК «Атамекен».
Второе – Оперативные меры:
- продление сроков реализации проектов строительства объектов на период действия карантина, заказчиками которых являются государство и квазигосударственные компании;
- отмена штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств перед государственными заказчиками по обстоятельствам, не зависящим от подрядчиков и поставщиков;
- исключение ограничений грузоперевозок внутри страны и населенных пунктах, где объявлен карантин (включение строительных материалов и оборудований в «зеленый коридор»);
- отмена изъятия земельных участков за несвоевременное освоение (до конца 2020 года).
Третье – Системные меры:
- принятие комплексных мер господдержки для застройщиков (снижение или субсидирование процентных ставок по кредитам, отсрочка по оплате кредитов, налогов, социальных и пенсионных отчислений, рефинансирование кредитов и др.);
- субсидирование зарплат (до 50%) работников застройщиков и подрядных организаций, до возобновления деловой активности за счет средств РБ;
- выделение средств на завершение строительства жилых объектов застройщикам, осуществляющим строительство объектов в рамках законодательства о долевом участии в жилищном строительстве (выдача беспроцентных займов или субсидирование процентных ставок по кредитным средствам, необходимым для завершения строительства долевого жилья);
- разрешение заказчикам строительства (МИО) проводить корректировку утвержденной ПСД по фактическим ценам (внедрение, в том числе принципов и правил FIDIC при строительстве объектов).
Указанные предложения по антикризисным мерам поддержки строительной отрасли представлены Ассоциацией застройщиков Казахстана, Ассоциацией проектировщиков Казахстана, Союзом Строителей Казахстана, с участием региональных объединений строителей.
Оставьте комментарий:
Комментарии: