Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Усиление контроля за использованием земельных участков, применение космосъемок для проведения проверки использования земель, увеличение налогов по неиспользуемым земельным участкам

07 Февраля 2020
7770 просмотров

В НПП РК на рассмотрение поступила Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель» разработанная Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан.

В рамках Концепции предполагается усиления государственного контроля за использованием и охраной земель, путем принятия следующих норм:

- возврат контрольных функций за использованием и охраной земель от местных исполнительных органов обратно Комитету по управлению земельными ресурсами МСХ РК с образованием территориальных органов по управлению земельными ресурсами области, городов республиканского значения, столицы.

(В 2014 году в рамках разграничении полномочий государственных органов, функции государственного контроля за использованием и охраной земель переданы местным исполнительным органам. Однако, как показала проверка деятельности МИО за 2018 год, проведенная Генеральной прокуратурой РК, выявлено 9,6 млн.га неиспользуемых земель, тогда как МИО сообщали лишь о 2,2 млн. га. Объединение функций по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков и контролю за соблюдением сроков рассмотрения указанных заявлений в одном органе вызывает конфликт интересов и влияет на объективность и прозрачность осуществления государственного контроля.);

- увеличение налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения с действующих 10-кратного размера до 20-кратного размера;

- внедрение профилактического контроля за использованием земель без посещения субъекта контроля (космомониторинг) и применение его результатов в качестве основания для расторжения договора аренды земельного участка в судебном порядке;

- сокращение срока принудительного изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения с действующих 2-лет до 1-го года с момента выявления факта неиспользования либо использования с нарушением законодательства.

(Действующая норма принудительного изъятия земель предусматривает выдачу субъекту контроля предписания сроком на один год по итогам проведенной проверки. Через год проводится контрольная проверка, и в случае неиспользования земель выдается предписание еще на один год. В результате чего, иск в суд об изъятии земельного участка подается на третий год);

- определение особого порядка рассмотрения дел (в срок до 1-го месяца) в судах, связанных с процедурой принудительного изъятия земельного участка;

- уведомление субъекта проверки посредством смс, как о планируемых проверках, так и их результатов.

(Согласно действующему порядку, для вручения соответствующего предписания инспектору необходимо предъявить акт о назначении проверки и профилактического контроля и ознакомить субъекта контроля с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю. Данный процесс предлагается автоматизировать посредством использования текстовых сообщений по каналам сотовой связи, а также с иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения субъекта контроля);

- увеличение срока нахождения землепользователей в реестре, у которых принудительно изъяты земельные участки с нынешних 3-х до 5-ти лет.

(Данный Реестр ведется на основании вступивших в законную силу решении суда о принудительном изъятии земельных участков. Физические и юридические лица, состоящие в Реестре, не могут получить право собственности и (или) землепользования на земельные участки у государства).

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры