Усиление контроля за использованием земельных участков, применение космосъемок для проведения проверки использования земель, увеличение налогов по неиспользуемым земельным участкам
В НПП РК на рассмотрение поступила Концепция проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования государственного контроля за использованием и охраной земель» разработанная Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан.
В рамках Концепции предполагается усиления государственного контроля за использованием и охраной земель, путем принятия следующих норм:
- возврат контрольных функций за использованием и охраной земель от местных исполнительных органов обратно Комитету по управлению земельными ресурсами МСХ РК с образованием территориальных органов по управлению земельными ресурсами области, городов республиканского значения, столицы.
(В 2014 году в рамках разграничении полномочий государственных органов, функции государственного контроля за использованием и охраной земель переданы местным исполнительным органам. Однако, как показала проверка деятельности МИО за 2018 год, проведенная Генеральной прокуратурой РК, выявлено 9,6 млн.га неиспользуемых земель, тогда как МИО сообщали лишь о 2,2 млн. га. Объединение функций по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков и контролю за соблюдением сроков рассмотрения указанных заявлений в одном органе вызывает конфликт интересов и влияет на объективность и прозрачность осуществления государственного контроля.);
- увеличение налога на неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения с действующих 10-кратного размера до 20-кратного размера;
- внедрение профилактического контроля за использованием земель без посещения субъекта контроля (космомониторинг) и применение его результатов в качестве основания для расторжения договора аренды земельного участка в судебном порядке;
- сокращение срока принудительного изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения с действующих 2-лет до 1-го года с момента выявления факта неиспользования либо использования с нарушением законодательства.
(Действующая норма принудительного изъятия земель предусматривает выдачу субъекту контроля предписания сроком на один год по итогам проведенной проверки. Через год проводится контрольная проверка, и в случае неиспользования земель выдается предписание еще на один год. В результате чего, иск в суд об изъятии земельного участка подается на третий год);
- определение особого порядка рассмотрения дел (в срок до 1-го месяца) в судах, связанных с процедурой принудительного изъятия земельного участка;
- уведомление субъекта проверки посредством смс, как о планируемых проверках, так и их результатов.
(Согласно действующему порядку, для вручения соответствующего предписания инспектору необходимо предъявить акт о назначении проверки и профилактического контроля и ознакомить субъекта контроля с проверочным листом с указанием пунктов требований, подлежащих проверке и профилактическому контролю. Данный процесс предлагается автоматизировать посредством использования текстовых сообщений по каналам сотовой связи, а также с иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения субъекта контроля);
- увеличение срока нахождения землепользователей в реестре, у которых принудительно изъяты земельные участки с нынешних 3-х до 5-ти лет.
(Данный Реестр ведется на основании вступивших в законную силу решении суда о принудительном изъятии земельных участков. Физические и юридические лица, состоящие в Реестре, не могут получить право собственности и (или) землепользования на земельные участки у государства).
Оставьте комментарий:
Комментарии: