Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Учеба на производстве – веление времени

24 Декабря 2019
14359 просмотров

За последние годы приняты значительные меры для развития дуального обучения, то есть, создана нормативная база для включенности бизнеса в процесс подготовки кадров.

Так, при содействии «Атамекена» в Закон РК «Об образовании» включены термины «наставник», «производственное обучение», компетенции заинтересованных сторон для развития дуального обучения (МОН, МИО, РПП), разъяснение, что учебное время на производственную практику в образовательных программах составляет не менее 60% и т.д.

В Трудовой кодекс РК внесены понятия «дуальное обучение», «договор о дуальном обучении», а также новая статья «Дуальное обучение» (статья 119). 

Совместно с НПП министерством утверждены разработанные Правила организации дуального обучения.

Основной плановый документа государства в этом направлении - Дорожная карта по внедрению дуальной системы обучения. Она реализуется по 13 приоритетным отраслям, 99 специальностями и 152 квалификациям. 2513 предприятий стали участниками Дорожной карты и приняли с 335 организациями ТиПО условия по совместной подготовке кадров 26342 студентов.

В общем, со дня основания НПП, 49575 студентов колледжей стали участниками обучения по дуальной форме. А выпуск только за 2018-2019 учебный год составил 8965 человек.

Всего в рамках реализации Дорожной карты выпуск составил 23233 человека. Меры трудоустройства в рамках дуального обучения предусмотрены в договоре о дуальном обучении как содействии в трудоустройстве при наличии вакантных мест. Показатель трудоустройства 85% в отличии от традиционного обучения 67 % свидетельствует о результативности выбранной формы обучения.

Вместе с тем, 2513 предприятий в процентном соотношении от общего количества представителей бизнеса в Казахстане составляет представляет совсем небольшое количество.

Одной из причин, на взгляд Заместителя директора департамента развития человеческого капитала Палаты Л.Шонаевой, это слабая информированность предприятий о дуальном обучении. Понимание столь распространенного сейчас понятия «человеческий капитал» требует формирования, прежде всего, культуры его понимания. 

В то же время, она считает, что организации ТИПО не признают и не придают достаточного значения практической составляющей обучения, что, соответственно, сказывается и в недостаточном уделении времени производственному обучению. 

Дуальное обучение позволяет одновременно учиться и работать. Учащийся получает теоретические знания в организации профессионального образования, и в то же время применяет их на практике на предприятии. Во время дуального обучения составляется учебный план, согласно которому составляется особое расписанию, в котором прописано, в какие дни он учится, а в какие работает на предприятии, где проходит обучение на рабочем месте.

То есть, по окончании колледжа или университета диплом студента уже подкреплен продолжительной производственной практикой.

С чего начинается образование – с обучения или практики – зависит от выбранного студентом колледжа или вуза.

Дуальное обучение имеет несколько неоспоримых плюсов.

Первое, применение знаний на практике. Уже во время обучения студент углубляется в производственный процесс и обучается тому, что в колледже/университете проходит только в теории. Как следствие, по окончании учебы у студента уже есть небольшой опыт и знания, чтобы легче найти работу и иметь более высокие конкурентные преимущества.

Второе, студента оформляют как сотрудника предприятия/фирмы, за прохождение практики он получит зарплату. Несомненно, что размер зарплаты зависит от размера предприятия/фирмы, способностей студента, его усердия. Также, имеются хорошие шансы остаться работать на предприятии.

К окончанию практики он уже хорошо знаком с предприятием, а предприятие уверено в его трудоспособности. Допускается, например, при приеме на дуальное обучение заключить договор, согласно которому компания обязуется выбрать (если несколько студентов) и принять его на работу, если в период прохождения производственного обучения он покажет хорошие результаты.

Вместе с тем, дуальное обучение имеет ряд недостатков, сдерживающих активное подключение работодателей.

В первую очередь, временные затраты. В отличие от Германии с более 200 летней историей дуальной системы, в Казахстане бизнес еще не имеет культуры понимания долгосрочной выгоды. Бизнес ставит задачи прибыльности здесь и сейчас. Причем прибыльность понимается только в денежном эквиваленте. У предприятий/компаний нет стабильности и уверенности в завтрашнем дне, отсюда, нет понимания прибыли от вложения в человеческий капитал.

Второе, это сложности со сменой специальности или прерыванием учебы. Для студентов «традиционной» системы образования обычно не составляет проблем сменить факультет или вовсе бросить обучение. В случае дуального обучения дело обстоит иначе. Если студент понимает, что такая форма обучения ему не подходит или он выбрал не ту специальность, прервать учебу может быть довольно непросто. Предприятие может потребовать, чтобы он или колледж компенсировал сумму, выделенную на его обучение, то есть, студентом и колледжем заключается договор, согласно которому заключены взаимовыгодные договоренности и которые будут нарушены, что может повлиять на сотрудничество в дальнейшем.

Третье, в колледже следует сразу выбрать специализацию учащегося.

В то время как в «традиционной» форме обучения студенты выбирают специализацию только в 4-ом или 5-ом семестре после того, как ознакомятся со всеми возможными отраслями своей специальности, будучи студентом дуального обучения, надо будет сразу определиться с тем, какой области деятельности выбранной профессии он себя посвятит. На предприятии, как правило, его сразу должны определить в конкретный отдел, где будет проходить его обучение, и сменить специализацию чаще всего бывает сложно.

И конечно следует понимать, что суть дуального обучения в ориентированности на практику. Разработанная совместно с работодателями программа дуального обучения не нацелена на исследования, не углубляется в научную сторону специальности. Это может стать препятствием для тех, кто хочет посвятить себя научной или исследовательской деятельности в своей области.

Распространенный в Германии и идеальным был бы у нас в Казахстане вариант, когда учащийся-выпускник школы самостоятельно находит предприятие, которое имеет опыт дуального обучения и тесно работает в партнерстве с колледжем, и только после заключения договора можете подать документы в колледж или вуз. При этом, колледжи должны быть нацелены на партнерство со всеми отраслевыми предприятиями региона и заключать меморандумы/договора о взаимовыгодных условиях сотрудничества.

Дуальное обучение начинается с понимания его родителями, когда еще на ранних стадиях определяется примерный путь его жизненной траектории. Когда проводится диагностика его способностей, возможностей, учитывается его желание, начинается поиск, вычерчивается проект дальнейших мер.

Дуальное обучение - это механизм, предполагающей слаженность трех миров-мир семьи, мир образования и мир труда.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры