На заседании Регсовета ПП ВКО выясняли, что субсидировать, а что ликвидировать
Кто должен определять сомнительность сделок бизнеса, как остановить рост цен на хлеб и что дает предпринимателям новая модель закупок Фонда «Самрук-Казына»? 31 октября в Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области члены Регионального совета искали ответы на проблемные вопросы бизнеса.
НДС - ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ
Одной из самых обсуждаемых сегодня проблем бизнеса является доначисление НДС органами государственных доходов, которые на основании собственных умозаключений, без достаточной доказательной базы, признают сделки предпринимателей сомнительными по итогам проведенных проверок. Должностные лица налоговых органов с некоторых пор взяли моду самостийно наделять себя полномочиями следователей и судей: сами делают вывод о сомнительности совершенных бизнесом операций, сами выносят решение об их незаконности и сами же постановляют, как наказать «виновных».
«Что такое сомнительность на самом деле? Такого нет понятия ни в Налоговом кодексе, ни вообще в законодательстве. Есть конкретно фиктивность сделки, но нет никакой методики ее самостоятельного определения налоговыми органами. При этом есть факты, когда тут же арестовываются счета. Суд идет минимум 2 месяца, но если через месяц уведомление налогового органа не будет выполнено, то будет произведено принудительное изъятие. То есть если это произойдет, то у налогоплательщика по сути нет никаких шансов как-то вообще доказать свою правоту», - поясняет директор Палаты предпринимателей ВКО Игорь Шацкий.
Только из числа членов Регсовета семеро уже пострадали от таких субъективных оценок чиновников. К примеру, по одному из предприятий области сотрудник налогового органа исключил из вычета сумму КПН и НДС на основании своего умозаключения «об отсутствии экономической целесообразности оказания консультационных услуг», что абсолютно незаконно и противоречит принципам налогового законодательства. Так, статьей 264 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) регламентируется четкий перечень обстоятельств, при которых затраты предприятия не подлежат вычету. Кроме того статья 242 обязует налогоплательщиков производить вычеты по фактически понесенным расходам в предпринимательской деятельности при наличии документов, подтверждающих такие расходы.
Несмотря на наличие финансовых документов, подтверждающих проведение сделки и товара, уполномоченный орган может признать сделку сомнительной, что также противоречит принципу добросовестности налогоплательщика. Напомним, его суть заключается в том, что все неясности и неточности в налоговом законодательстве толкуются в пользу налогоплательщика.
Отдельные нарекания РПП вызвали Методические рекомендации Комитета государственных доходов от 5 сентября 2019 года о некоторых вопросах признания сделок недействительными. Так, например, в понятийном аппарате сомнительной сделкой усматривается мнимость сделки, тогда как статьей 160 Гражданского кодекса РК вышеуказанные сделки могут быть признаны недействительными только судами по заявлению уполномоченного органа. Также не раскрыты критерии достаточности оснований и доказательств для признания сделки сомнительной уполномоченным органом самостоятельно. Вызывает сомнения и то, как именно налоговые органы могут определить формальность оформления финансовых и бухгалтерских документов.
«Вообще сомнительные сделки должны решением суда отменять, а так сейчас каждый налоговый инспектор может прийти и в любой сделке засомневаться. В Налоговом кодексе написано черным по белому: если спорные вопросы возникают, то их надо решать в суде!» - подытожил обсуждение председатель Регионального совета ПП ВКО Асемкан Дускужанов.
По данной проблеме члены РС пришли к единой позиции: считать необоснованной и выходящей за пределы компетенции налоговых органов практику по субъективному и бездоказательному признанию сомнительности сделок. В этой связи принято решение провести специальный брифинг в целях освещения данной проблемы в СМИ и обратиться в прокуратуру ВКО, Генеральную прокуратуру РК, Министерство финансов РК, Администрацию Президента РК с требованием запретить налоговым органам применение данной практики, нарушающей права предпринимателей.
СУБСИДИРОВАНИЕ ИЛИ БАНКРОТСТВО
Животрепещущая тема удорожания хлеба сегодня активно обсуждается в СМИ. Власти наседают на конечных производителей - хлебопеков, обвиняя их чуть ли не в ценовом сговоре. При этом никто не берется проанализировать, из каких составляющих складывается реальная себестоимость продукта.
Палата предпринимателей ВКО восполняет этот пробел. Согласно проведенному анализу при производстве 1 кг муки первого сорта 75% затрат приходится на пшеницу, а себестоимость 1 кг муки, с учетом существующих рыночных цен, на 31 сентября составила 95 тенге, с ожидаемым ростом до 100-105 тенге. 48% затрат хлебопеков приходится на закуп муки, в результате чего себестоимость одной булки хлеба весом 600 граммов составляет 80 тенге. С учетом наблюдаемого роста цен на пшеницу и соответственно на муку, реальная стоимость булки хлеба должна увеличиться на 10-15 тенге.
Стоит также отметить, что производство социального хлеба характеризуется относительно низкой рентабельностью - около 1-2,5%. В первую очередь это связано с ростом цен на муку, энергоносители и транспортные издержки. Несмотря на это социальный хлеб занимает 80% от общего объема производства хлеба в Восточно-Казахстанской области.
На сегодняшний день производством муки в ВКО занимаются 49 предприятий. По данным Управления статистики ВКО, производством хлеба и хлебобулочных изделий занимается 451 предприятие, из которых 51 уже бездействует, а 74 вынуждены приостановить деятельность, так как затраты на производство хлеба превышают его конечную стоимость.
«Обращений у нас много, наихудшая ситуация складывается в отдаленных районах, где муку привезти стоит уже 110-115 тенге: это Курчумский, Катон-Карагайский районы и так далее. И действительно, получается, что районные акиматы работают только с последним звеном - с хлебопеками, применяя к ним административные ресурсы и оказывая определенное давление по удержанию цены на хлеб, при этом не отрабатывая абсолютно ни по зерну, ни по муке никаким социальным урегулированием типа дотаций и субсидий. Президент уже поручил принять неотложные меры, в том числе субсидирование, поэтому мы предлагаем сработать на опережение. РПП подготовлено письмо акиму области о необходимости скорейшего запуска механизма субсидирования. Палата предлагает для этой цели создать рабочую группу с участием 50% представителей бизнеса и 50% представителей госорганов», - сообщил Игорь Шацкий.
Членами Регсовета поддержана инициатива РПП о создании рабочей группы по разработке и внедрению механизма субсидирования из местного бюджета во избежание банкротства производителей хлеба. Единственное пожелание от председателя РС Асемкана Дускужанова касается присутствия в составе рабочей группы самих хлебопеков, которые способны компетентно и аргументированно обосновать все статьи своих затрат.
К ЕДИНЫМ СТАНДАРТАМ
Заместитель директора ПП ВКО Кайрат Мамырбаев вынес на обсуждение РС новую модель государственных закупок АО «ФНБ «Самрук-Казына» и основные изменения Предварительного квалификационного отбора (ПКО) поставщиков:
«4 октября на площадке НПП «Атамекен» был представлен Cтандарт управления закупочной деятельностью АО «ФНБ «Самрук-Қазына», который полностью регулирует процесс закупок Фонда и вводится в действие с 1 января 2020 года. Согласно новой модели в Реестр товаропроизводителей планируется включать субъектов предпринимательства, получивших Индустриальный сертификат. Проблемные вопросы в данной сфере касаются сроков оплаты заказчиками, необходимости признания ранее квалифицированных поставщиков, утверждения порядка долгосрочных договоров, размещения ПСД в открытом доступе, завышенных требований по локализации производства. В настоящее время Фондом формируются перечень ТРУ и критерии с использованием ПКО, вносятся изменения в процедуру его проведения».
Палата предпринимателей ВКО, рассмотрев нюансы действующего ПКО, предложила некоторые меры для упрощения его прохождения поставщиками. Так, предприниматели, которые ранее прошли отбор, не должны вторично проходить данную процедуру, поскольку это влечет дополнительную финансовую нагрузку - только расходы по выезду аудитора и оплате услуг ПКО достигают 300 тысяч тенге. Предлагается также упростить процедуру заключения оффтейк-договоров АО «ФНБ «Самрук-Казына», снизить требования по локализации производства, уменьшить срок оплаты заказчиками с 30 до 10 календарных дней.
Отдельной проблемы с Фондом коснулась член РС, директор АО «Кэмонт» Елена Беленцева:
«Они очень здорово выдвигают свои предквалификационные требования к нам как производителям и поставщикам, но, на мой взгляд, все-таки это национальная компания, и все, что в ней находится, наверное, все-таки добыто нашими руками и руками наших сотрудников. Так вот у меня такое предложение. У «Самрука» очень много предприятий - «дочек», «внучек» и прочего. И мы столкнулись с тем, что каждое из них выдвигает свои требования. Например, мы сейчас работаем на казахстанско-китайском трубопроводе, и у них нет актов выполненных работ - у них вместо этого есть «прогресс». Но мы пока еще живем в Казахстане и пока еще подчиняемся нашим законам. Почему они приходят и диктуют нам, как сдавать и закрывать работы? И что такое «прогресс»? Мне что, китайцев на работу брать?! Мое предложение - вынести на рассмотрение единые требования по приемке товаров, работ, услуг. Все «дочки» «Самрука» должны работать по единым требованиям и в соответствии с законами Республики Казахстан».
«Я работаю с госорганом и «Самруком»: там ответственности на них ноль, за все отвечают предприниматели. Включите в протокол предложение «Кэмонта», - подвел итог обсуждения Асемкан Дускужанов.
На еженедельном селекторном совещании НПП «Атамекен» и Фонда «Самрук-Казына» будут озвучены все предложения от Восточного Казахстана по внесению изменений в обсуждаемый стандарт.
Оставьте комментарий:
Комментарии: