Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Виктор Христенко рассказал об обновленных подходах к интеграции

27 Октября 2019
13240 просмотров

Обращение Виктора Христенко


Как Президент Делового Совета и член Президиума благодарю за появившуюся возможность поделиться с вами представлениями о том, какие элементы важны в обновленных подходах к интеграции.

Свои предложения до нашей встречи в Москве 6 декабря подготовят все стороны, все Союзы промышленников и предпринимателей, комитеты Торгово-промышленных палат, все представители индустриальных союзов, уже напрямую работающих с ЕЭК. В нашем сводном документе, конечно будут заострены самые разные вопросы, связанные с закрытием недоинтеграционных «белых пятен», которые остались. Но появятся и какие-то в большей степени стратегические элементы.

Вопрос об ограничениях и барьерах для бизнеса находится в центре внимания всех, кто заинтересован в едином экономическом пространстве. Не все барьеры сняты, не все препятствия и ограничения устранены. Борьба протекает примерно таким образом: запускается чистка и 20% барьеров в течение года ликвидируются. Но параллельно появляется еще десять новых.

На это есть причины и основания. Интеграция не стоит на месте, она движется. Появляются новые соглашения по новым направлениям и не всегда в новых соглашениях удается на 100% обо всём договориться. Но если мы не договорились, если мы отложили что-либо на завтра, считайте, что появилось новое препятствие, возник новый барьер.

Возникновение барьеров не есть что-то фатальное, из-за чего  простительно опускать руки и бросать работу. Это означает, что задача не может выходить из поля зрения всех структур Делового Совета. Тема барьеров всегда должна быть на контроле, она должна всегда быть в пространстве обратной связи ЕЭК с бизнесом.

Это важно еще и потому, что очень часто в полемике, зачастую со ссылкой на статистику, говорят что интеграция не дала того, что мы от нее ждали. На мой взгляд, на 99% все проблемы, которые мы видим, это проблемы недоинтеграции. Это проблемы изъятий и ограничений, а не следствие того, что сделала с нами интеграция. Это следствие того, что мы сделали с интеграцией.

Интеграция, безусловно, дала «плюс» всем участникам Евразийского союза, особенно если помнить о том, насколько непростые времена мы сейчас переживаем. В любых непростых обстоятельствах, очевидно, что вместе их пройти легче.

На мой взгляд, программа действий до 2025 года не может не включать то, что на сегодняшний день уже есть в Союзном договоре. В договоре есть очень большая часть, не до конца раскрытая, не до конца (это уже точно) реализованная. Это инфраструктурная часть. В ней - единые общие рынки энергетических ресурсов, рынок электроэнергетики, транспортная политика и рынок транспортных ресурсов, это телекоммуникационные процессы, это единый финансовый рынок, который никто не отменял. Всё это как сумма стратегических целей уже прописано в договоре.

Поэтому в программе действий до 2025 года инфраструктурные программы должны не просто присутствовать. Они должны быть более точно раскрыты. Нужно снять, может быть, некую неопределенность в том, что не до конца прописано в договоре. Это первое.

Другое, что должно обязано быть отражено в нашей позиции, – это цифровая трансформация. В договоре этому направлению не нашлось места. Но работа с цифровой повесткой началась. Это очень большое достижение. При этом надо понимать, что цифровая трансформация – это история, пронизывающая всё и вся, и без единого подхода стран ЕАЭС обособленные национальные проекты цифровизации нанесут  ущерб даже уже достигнутым результатам интеграции.

Поэтому цифровая трансформация  должна быть в приоритете не только Плана действий Делового Совета на 2020 год, но и в приоритете унифицированных единых действий и решений для всех структур работающих под эгидой Евразийского союза. Тогда мы получим гораздо больший эффект от уже принятых норм в сфере таможенного, технического регулирования и всех остальных политик. Я уже не говорю, что цифровая экономика это сама по себе фантастическая отрасль нового типа, которая дает возможность прироста экономикам каждой из наших стран.

Третья идея, которая крайне важна – это человеческий капитал. Да, мы создали рынок труда. Да, мы сняли на нем некие барьеры. Да, мы даже нашли, пусть и не конца совершенные,  варианты с пенсионным, медицинским обеспечением для людей, которые предлагают свой труд на едином рынке труда ЕАЭС.

Мне кажется, что очень важно не упустить из виду не только настоящее, но и будущее развития человеческого капитала. Стало быть, будущее образования всех видов: среднего, высшего, профессионального. Главное - это база стандартов в этой сфере. Если мы не найдем согласованных подходов и взглядов на будущее в этой сфере, то при любом малозначительном происшествии легко разрушится хрупкое положение на едином рынке, в том числе  взаимным признанием дипломов, квалификаций и так далее.

Мне кажется, что полноценное развитие эффективного единого рынка труда по-прежнему очень существенно и важно. Это может дать внутренний толчок для совершенствования интеграции, поскольку интеграция в конечном счете делается для людей, а человеческий капитал – самый главный ресурс в интеграции.

Четвёртый момент - это эффективность управления и суверенитет. Скорость принятия решений, которая есть сегодня в ЕАЭС, просто становится несоответствующей темпу изменений жизни. Мы начинаем от всего отставать и снова обвинять интеграцию в том, что она дает сбой. Надо просто успевать подстраиваться под  это, модернизировать управленческую машину. Сегодня на наднациональном уровне громоздкий и  не всегда эффективный процесс принятия решений.

В готовящихся правительствами материалах для декабрьской встречи Президентов должно найти отражение изменение роли наднациональных структур. Их компетенция должна возрастать, уровень ответственности постоянно действующего органа управления - Коллегии ЕЭК - увеличиваться. Надо не бояться делегировать ответственность. Спустя много лет с момента начала работы Комиссии Таможенного Союза объем полномочий должен перетекать от Совета ЕЭК непосредственно к Коллегии с одновременным повышением уровня ответственности её членов за принимаемые решения.

В любом варианте, как ни крути, рынок ЕАЭС для Казахстана– это в десять раз больше, чем его собственный рынок. Решения, которые принимаются с участием Казахстана распространяются на всю территорию, на сто восемьдесят миллионов человек, на весь рынок. В этом смысле это абсолютное приращение, это усиление суверенитета, а не его потеря. Мне кажется, что тема защиты национальных интересов или использование преимуществ единого экономического пространства - ложная дилемма, ловушка, которая не должна стоять на пути повышения эффективности интеграционного проекта.

С усилением компетенции и оперативности принятия решений на уровне Коллегии ЕЭК, никоим образом не ослабляется суверенитет государств Союза. Интеграционный процесс, с моей точки зрения, всегда ведёт к одному – к усилению суверенитета. Это происходит, поскольку более эффективные, чем прежде, решения, в разработке и в реализации которых на равных принимают участие представители всех стран, распространяются на гораздо большие экономические территории, обладают гораздо большей экономической властью, чем те решения, который принимает у себя каждый из тех, кто делегировал эти полномочия на наднациональный уровень.

И, наконец, еще один немаловажный момент - эффективность координации усилий представителей бизнеса наших стран. С момента создания Делового Совета мы расширились до пяти стран, у нас появился Молдова, заработали комитеты по цифровой повестке, торгово-экономическому сотрудничеству со странами партнерами по торговым переговорам, единому продовольственному рынку. Регулярно проходят заседания Президиума, налажен систематический диалог с руководством Комиссии. Многие из отраслевых союзов, представители которых входят в состав Делового Совета, кстати, уже становятся евразийскими. Они ставят вопрос о формировании саморегулируемых структур на наднациональном уровне - Советов соответствующего рынка. Думаю, на встрече 6 декабря мы обсудим и то, как усовершенствовать наше взаимодействие с совещательными органами Евразийской экономической комиссии.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры