Презумпция добросовестности
В результате работы НПП «Атамекен» в новом Налоговом кодексе появился новый принцип – принцип добросовестности налогоплательщика.
Его суть в том, что все неясности и неточности в налоговом законодательстве толкуются в пользу бизнеса.
Суть проблемы бизнеса
До введения в Налоговом кодексе принципа добросовестности участились случаи необоснованных и незаконных доначислений налогов со стороны налоговых органов, которые, в дальнейшем, поддерживались как налоговой апелляцией, так и судами. При этом предприниматель должен был вынужден тратить значительные время и средства на доказательство своей невиновности при отсутствии достаточных доказательств со стороны налоговых органов по доначисленным суммам налогов и штрафов.
В то же время, доначисленные суммы налогов и штрафов возникают по тем нормам налоговых отношений, которые имеют двойное толкование или не описаны.
В связи с чем, при разработке нового Налогового кодекса НПП предложила ввести принцип добросовестности означающее, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана налоговым органом в предусмотренном порядке.
Решение по предложению НПП «Атамекен»
Так, с 1 января 2018 года в налоговом законодательстве действует принцип добросовестности налогоплательщика, который гласит, что предприниматель подлежит освобождению от административной ответственности и начисления пени если налоговые органы отозвали или изменили разъяснительное письмо.
Также лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана налоговым органом, т.е. формирование доказательной базы в ходе налоговой проверки осуществляется налоговым органом.
Все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки.
Результат
Так, при рассмотрении в Апелляционной комиссии при Минфине, куда входит представитель НПП, вынесли решение в пользу предпринимателя используя данный принцип.
Проблема у предпринимателя заключалась в корректировки исчисленных сумм НДПИ.
Так, в жалобе предпринимателя, которая была подана в Апелляционную комиссию при МФ, указано, что нормы Налогового кодекса до 2018 года, прямо обязывают налогоплательщиков производить корректировку сумм НДПИ, исчисленных по плановым показателям в течение первых трех кварталов в последнем налоговом периоде календарного года (4 квартал), вне зависимости от даты получения право недропользования.
Предприниматель отмечает, что налоговым законодательством не предусмотрено исчисление НДПИ по фактическим показателем добычи нефти в налоговые периоды первых трех кварталов, также не урегулирован порядок предоставления справки о планируемых объемах добычи сырой нефти по налогоплательщикам, получившим право недропользования после 20 января.
Предприниматель дополнительно отмечает, что бюджет государства, как при отражении налогоплательщиком сумм корректировки в 4 квартале, так и при отражении этих же сумм в 3 квартале не понес никаких потерь.
Таким образом, учитывая, что окончательная сумма НДПИ определяется по итогам отчетного календарного года и корректировка исчисленных сумм НДПИ за 1 – 3 кварталы производится в Декларации по НДПИ за 4 квартал, следовательно, результаты налоговой проверки в части исключения соответствующей корректировки, являются необоснованными.
При этом, в решении указано, что к принципам налогообложения относятся принципы обязательности, определенности налогообложения, справедливости налогообложения, добросовестности налогоплательщика, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства Республики Казахстан.
Положения налогового законодательства Республики Казахстан не должны противоречить принципам налогообложения.
Принцип добросовестности налогоплательщика - при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика.
Оставьте комментарий:
Комментарии: