Почему телега впереди лошади: как реализуется цифровая повестка ЕАЭС
Цифровая повестка Евразийского экономического союза не первый год у всех на слуху. Что стоит за этими словами и как предлагается реализовать цифровые проекты в Союзе рассказал заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт.
Нацпалата неоднократно обращала внимание государственных органов и Евразийской экономической комиссии на высокую скорость формирования цифровой повестки Союза. Хотя основополагающим документом, принятым Главами государств ЕАЭС по цифровой повестке (Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза), сроки формирования и реализации определены до 2025 года. Этим же документом и определены приоритеты проработки инициатив в рамках цифровой повестки – это цифровая торговля Союза, цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, цифровая прослеживаемость движения продукции, товаров, услуг и цифровых активов в Союзе, оборот данных и система регулятивных «песочниц».
Надо полагать, и это подтверждают 500-600 страничные отчеты НИР проведенные по отдельным проектам, что их реализация потребует значительных ресурсов, как финансовых, так и временных. Но для бизнеса, не это главное. Основополагающим является исключение дополнительной нагрузки и финансовых издержек при реализации цифровых проектов. Но что мы видим, когда пытаемся погрузиться в каждый проект в отдельности?
Для организации цифровой прослеживаемости в Союзе контроль за товарами закладывается и в рамках маркировки, и в рамках отдельной системы прослеживаемости товаров (Соглашение о прослеживаемости товаров в ЕАЭС подписано в мае 2019 года), а также в нормах проекта Соглашения о Единой транзитной системе. При этом в системе маркировки товаров должен быть реализован отдельный сегмент – Национальный каталог товаров и это уже сейчас четыре разные системы, в которых должен будет работать предприниматель в случае, если на его товар распространяется требование о прослеживаемости во всех системах. Палата поднимала вопрос исключения дублирования, но ни в одном из принятых документов, наши опасения не нашли своего отражения. Особое внимание необходимо уделить базовым процессам, реализация которых должна обеспечить бесперебойную и эффективную работу цифровых проектов. Здесь ситуация выглядит не обнадеживающе и, в целом, ставит под вопрос своевременную реализацию цифровой повестки Союза.
Возвращаясь к истокам, то Договором о ЕАЭС закреплены нормы информационного взаимодействия для обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза. Другими словами, изначально государства-члены ЕАЭС заложили общие подходы к автоматизации процессов и переходу на электронное взаимодействие между уполномоченными государственными органами.
Говоря простыми и доступными словами, Комиссия и государства-члены Союза договорились о переводе основных параметров взаимодействия по таможне, техническому регулированию, фармацевтической отрасли, ветеринарии, транспорту и другим направлениям, в электронный формат. В 2015 году Комиссия утвердила перечень 79 общих процессов со сроками реализации в 2015-2016 годах. По факту на сегодняшний день реализовано лишь 10 процессов.
Основополагающим должен быть подход «step by step» и первым шагом, обеспечивающим дальнейший успешный старт цифровых проектов Союза, должна стать реализация общих процессов.
Стоит отметить, что реализация этих процессов является основой цифрового взаимодействия внутри Союза и пятый год Комиссия не может обеспечить запуск 69 общих процессов. Понятно, что не все зависит в этом вопросе от Комиссии, но задача поставлена, сроки обозначены, а решения нет. Скажу больше, вероятность того, что исполнение этого вопроса упростило бы процедуры внутренней и внешней торговли в рамках Союза, очень велика.
По мнению бизнеса, именно при реализации цифровой повестки основополагающим должен быть подход «step by step» и первым шагом, обеспечивающим дальнейший успешный старт цифровых проектов Союза, должна стать реализация общих процессов. Только представьте какой эффект может быть для бизнеса, когда, к примеру, запустится 41 общий процесс, обеспечивающий обмен ветеринарными сопроводительными документами (сертификатами), выданными в электронном виде. Автоматически снимется проблема с задержками пищевой продукции на границе ввиду того, что уполномоченные органы не получили соответствующую информацию. Информация будет в системе раньше, чем груз подойдет к границе. Это ли не упрощение процедур торговли? И этот эффект бизнес должен был увидеть еще в 2016 году, но пока этого не произошло. Вопрос «почему» надо адресовать ответственным за реализацию общих процессов.
Бизнес должен был увидеть ветсертификаты в 2016 году, но пока этого не произошло. Вопрос «почему» надо адресовать ответственным за реализацию общих процессов.
Что происходит сейчас по факту? Не обеспечив реализацию базовых процессов, активно продвигаются новые цифровые проекты, некоторые из которых дублируют друг друга. Параллельно на нескольких площадках ЕЭК идет обсуждение 9 различных цифровых проектов и документов (контрагент ЕАЭС, идентификация субъектов, цифровые транспортные коридоры, экосистема цифровой торговли и др). И если бы была проведена комплексная оценка воздействия всех процессов на бизнес, как конечного исполнителя и пользователя практически всех систем, то мы могли бы увидеть реальную картину влияния цифровой повестки на предпринимательскую деятельность и взаимную торговлю в ЕАЭС.
К сожалению, аналитическая составляющая принятия любых решений, затрагивающих интересы бизнеса, зачастую игнорируется и, соответственно, на выходе, при запуске проектов, бизнес сталкивается с рядом трудностей. Это и необходимость закупа оборудования, доработка действующих или установка новых систем, и усложнение процедур торговли при сбое систем (казахстанские предприниматели прошли через все это при запуске пилотного проекта по маркировке шуб).
И это мы еще не говорим о фундаменте информационного взаимодействия – признании ЭЦП и юридической силе электронных документов. Как видите, за двумя, казалось бы, простыми словами «цифровая повестка» стоит большой пласт вопросов. Надеемся, что бизнес все же будет услышан и скорость принятия решений по цифровой повестке снизится, а качество проработки цифровых проектов, напротив, повысится.
Оставьте комментарий:
Комментарии: