Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Прозрачность и доступность -  Серикбек Елшибеков о внедрении «Единого окна закупок»

07 Августа 2019
4180 просмотров

С 1 августа 2019 года в Казахстане заработал портал «Единое окно закупок». Новый сервис – проект Национальной палаты предпринимателей, цель которого увеличить прозрачность и доступность рынка закупок для всех желающих. О том, почему пришла идея перевести работы тендерных площадок в формат единого окна и как будет работать единый портал рассказал генеральный директор Центра мониторинга экспертизы рынка НПП «Атамекен» Серикбек Елшибеков.

Для начала дайте нам вводную информацию, что такое «Единое окно закупок» и как оно будет работать?

- «Единое окно закупок» это Портал, который собирает информацию с пяти основных закупочных площадок Казахстана и на их базе предоставляет информационные сервисы участникам закупок. Собираются сведения о государственных закупках АО «ЦЭФ», закупках недропользователей АО «Nadloc», о закупках национальных компаний АО «ФНБ Самрук Казына», закупках институтов развития Казахстана АО «НУХ «Байтерек» и аграрного сектора АО «НУХ «КазАгро».

Ранее предприниматель, чтобы получить информацию о текущих и предстоящих тендерах, был вынужден искать ее отдельно на сайте каждой торговой площадки, теперь это можно делать на едином портале, где доступна информация о планируемых закупках, объявленных тендерах сразу с пяти площадок. Умная система поиска позволяет быстро находить все тендера по своим товарам работам услугам.

Основная задача «Единого окна закупок» - повышение прозрачности рынка регулируемых закупок, это позволит большему числу предпринимателей участвовать в тендерах сразу на всех крупных площадках. Большое количество участников на площадке выгодно всем и устроителям торгов, как гарантия справедливого ценообразования. Кроме того, по-настоящему прозрачный рынок закупок не оставить место недобросовестным сделкам и другим проявлениям коррупций.

Многие бизнесмены, как они сами рассказывали мне, привыкли работать на одной однажды выбранной площадке. В качестве причины они указывают понятность правил и процедур выбранной площадки. Специалисты уже знают, каким образом работать с соответствующим электронным закупочным порталом и не видят причины тратить время и усилия на то, чтобы осваивать новую площадку. Между тем, игнорируя информацию других торговых площадок, предприниматель теряет возможность существенно расширить объемы поставок.

Мы же предлагаем один портал, где можно одновременно отслеживать, что происходит сразу на пяти самых крупных казахстанских площадках.

Теперь, уже видя все объемы закупа, предприниматель сможет принять решение об участии на нескольких площадках. Большое количество участников на площадке выгодно всем и устроителям торгов, как гарантия справедливых торгов.

 

Естественно, первый вопрос, который задают предприниматели, сколько это стоит?

- У нас есть два вида доступа: бесплатный и платный. Бесплатный доступ позволяет полноценно искать интересующую информацию на всех площадках. В том числе, правила закупок с изменениями, планы закупок по площадкам ТРУ, список реестров недобросовестных пользователей по площадкам, поиск планов, объявлений, лотов на пяти площадках, рассылку о новостях в закупках, объявленные тендера, тендерную документацию (техническая спецификация), модуль «ценовое предложения» для размещения каталогов ТРУ предпринимателей, получать консультации по площадкам, оставлять жалобы и предложения, а также получать техподдержку. Платная часть портала — это специальные сервисы, дополнительно разработанные для удобства пользователей и глубокого анализа тендеров, позволяющие эффективнее управлять бизнесом в закупках.

Платные пакеты мы сделали не обременительными для бизнеса, согласитесь   20 тыс. тенге в год — это не много для предпринимателя, а за эти деньги он заблаговременно получает уведомления об объявленных тендерах и информацию о закупках, выбранных ТРУ за определенный период по всем площадкам.  

Пакеты стоимостью от 100 и 300 тысяч тенге в год предназначены для аналитиков и контрольных органов. Для тех, кто профессионально занимается управлением крупными компаниями с разветвленной сетью структурных подразделений.

Функционал этих пакетов позволяет тщательно изучать рынок закупок и его участников, а также анализировать закупки, проводимые сотрудниками компаний и их структурными подразделениями. При этом будут видны все риски нарушения закупочных процедур, что уменьшит их количество. Это приведет к открытости и прозрачности проведения закупок, что позволит видеть результаты возможных нарушений.

Внедрение платных услуг на портале — это вынужденная мера, вызванная необходимостью дополнительных расходов на обеспечение и доработку более продвинутого функционала и дорогостоящих лицензии, что необходимо для профессиональной поддержки и регулярного обновления.

Кто имеет доступ к «Единому окну закупок»?

- Мы создали портал для удобства участников рынка закупок. Но мы ограничены в возможностях в силу того, что мы можем оказывать услуги только основываясь на той информации, которую мы получаем с торговых площадок. К сожалению, здесь имеются проблемы по сбору полного спектра данных. Всю информацию предоставляют не все площадки, связанно это с их внутренними правилами и политикой раскрытия информации, но мы усиленно работаем в этом направлении. Например, от «Самрук Казына Контракт» данные поступают в виде отчета без приложения самого договора.  Кроме того, существует разница и в самой работе площадок. Те же процедуры площадки «Nadloc» заканчиваются объявлением победителя, а договора заключают сами закупщики вне площадки. Все площадки имеют свою уникальную историю возникновения, свои правила и регламенты, что затрудняет для поставщиков возможность участия в закупках. В этой связи, необходимо планомерно идти в сторону улучшения и унификации правил закупок на всех пяти торговых площадок.

Давайте еще раз вернемся к теме пользы этой площадки для предпринимателей?

- Портал построен так, чтобы быть максимально удобным для пользователей. Предприниматель имеет возможность один раз настроить и сохранить параметры поиска информации в соответствии со своим бизнесом, чтобы в дальнейшем быстро и удобно просматривать всю информацию с площадок, которая интересна именно для него, планы закупа именно по его товарам услугам, объявленные тендера и т.д.

У каждого предпринимателя есть возможность загрузить те товары, услуги и работы, которые он предлагает на рынке, и другие участники закупок могут увидеть его ценовые предложения для принятия решения по закупкам.

Сразу хочу отметить, что портал «Единое окно закупок» делает только первые шаги и будет постоянно развиваться. Мы только запустились, а уже запланировали разработку дополнительных модулей и повышение качества и удобства существующего функционала на год вперед. Основанием для доработок нам послужат отзывы и предложения наших пользователей, ведь именно для них создан портал.

Смотрите, я товаропроизводитель, раньше пользовался одной площадкой, а теперь хочу работать через единое окно. Мои действия, что я должен сделать?

- Теперь вы можете предварительную работу по поиску и подбору тендеров осуществлять на портале «Единое окно закупок». Найти свой товар, работы и услуги на других площадках, изучить правила и отличия от других площадок. Это дает вам возможность работать сразу со всеми площадками. Но сами закупки вы будете проводить на самих площадках, по их правилам и регламентам.

Портал будет модернизироваться, какие функции будут добавлены в единое окно закупок?

- В наших планах разработать функционал управления процедурами закупок внутри компании, это своеобразная CRM-система по закупкам. То есть это, когда все сотрудники компании имеют свои личные кабинеты на портале и все бизнес-процессы и регламенты закупок вшиты в портал. Тогда руководитель может запустить процесс участия в торгах, а все сотрудники будут четко и безошибочно действовать согласно установленным процедурам соответствующей площадки. У нас много планов по развитию портала, но, повторюсь, все изменения на портале будут происходить в соответствии с пожеланиями и при непосредственном участии пользователей.

Например, мы планируем существенно расширить функционал по работе со всеми торговыми площадками и государственными органами, их курирующими. Мы хотим, чтобы наше «Окно» было открыто для всех участников рынка закупок, чтобы все имели право голоса по его совершенствованию. Речь идет о создании диалоговой площадки для заказчиков и поставщиков. Мы как Нацпалата предпринимателей будем проводниками интересов всех участников рынка в деле улучшения работы торговых площадок, возможной унификации правил закупа на всех площадках для удобства обеих сторон в закупках.

Так как, каждая площадка имеет свою уникальную историю возникновения и объединяет специфику своих заказчиков, каждая имеет свои правила и регламенты. Однако, это сильно мешает предпринимателям – поставщикам. Считаем, что нужно планомерно идти в сторону улучшения и унификации правил закупа с соблюдением критичных особенностей отрасли.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры