Вопросы подготовки кадров и увеличение флота обсудили на профильном Подкомитете
Актуальные вопросы развития морской отрасли, предложения бизнес-сообщества в разрабатываемую государственную программу «Нұрлы Жол» на 2020-2025 годы обсудили на заседании подкомитета по водному транспорту Президиума НПП РК «Атамекен».
В ходе заседания Председателем Подкомитета по водному транспорту Николаем Юдиным озвучен ряд проблемных вопросов, препятствующих развитию морской отрасли РК, а именно: защита интересов отечественных морских перевозчиков, подготовка морских кадров.
Как отметил Николай Юдин, в реализацию подписанного Соглашения о судоходстве, необходимо разработать ряд нормативных правовых актов.
«Мы рады, что 1 февраля текущего года, наконец-то подписано долгожданное, можно сказать многострадальное Соглашение о судоходстве. Теперь Подкомитету, госорганам предстоит большая работа по разработке НПА», - сказал Николай Юдин.
Однако в отрасли остаются нерешенные проблемы. В частности, отсутствие рабочего диплома у выпускников вузов и плавательной практики, что усложняет процесс их трудоустройства. Участники совещания подчеркнули, что развитие кадрового потенциала отрасли морского транспорта требует совместных усилий.
Как отметила заместитель директора Департамента высшего и послевузовского образования Министерства образования и науки РК Бану Нарбекова, в настоящее время министерство прорабатывает вопрос по передаче функции администратора бюджетной программы по организации плавательной практики в Министерстве Индустрии и инфраструктурного развития РК.
В свою очередь заместитель Председателя Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен» Юрий Лавриненко сделал акцент на важности вопроса и указал на необходимость поддержки МИИР РК по вопросу вхождения в Белый список ИМО, увеличения количества грантов на обучение специалистов морского транспорта, а также приведения учебных программ ВУЗов в соответствии с международными требованиями.
Также в ходе совещания рассмотрели вопрос отсутствия четкой позиции уполномоченных государственных органов по вопросу внесения изменений в ст. 11 Закона РК «О торговом мореплавании». Стоит отметить, что отечественные компании пополнились новым флотом и осуществили определенное развитие. Однако, в настоящее время национальный флот с большим трудом получает возможность оказывать услуги на внутреннем рынке страны из-за каботажных перевозок, а основная его часть простаивает и несет большие убытки, так как изложенные условия в статье 11 Закона РК «О торговом мореплавании» являются барьером.
«В настоящее время значительное число судов, которые приобретались для реализации Северо-Каспийского проекта, эксплуатируются подрядными организациями резидентами», - подчеркнул Николай Юдин.
В рамках заседания госорганы совместно с членами подкомитета обсудили предложения в разрабатываемую государственную программу «Нұрлы Жол» на 2020-2025 годы. Так, бизнес-сообщество подняло вопрос об увеличении флота и строительстве паромов. В среднем предложено построить 2-4 парома.
В частности, как отметил Генеральный директор ТОО «Порт Курык» Серик Ахметов, для Казахстана отсутствие собственных паромов сказывается на ограничении географии маршрутов транспортировки грузов, ставит в зависимость от возможностей и желания иностранных операторов - собственников паромов и ведет к прямой ограниченности возможностей выхода на внешние рынки.
«Сегодня паромный комплекс порта Курык оснащен современными инфраструктурными объектами с железнодорожной и автомобильной составляющей, оборудованный 2 причалами, которые обеспечивают одновременную обработку 4 паромов или до 6 паромов в сутки. Однако, некоторый дисбаланс в отношении основных операторов – собственников паромов не позволяет Казахстану, как одному из крупных грузообразующих и транзитных партнеров в регионе иметь достаточные экономические составляющие для полноценного развития собственной транспортной морской отрасли», - сказал Серик Ахметов.
Озвученную инициативу поддержал Заместитель Генерального директора ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» Айдар Оржанов.
«Строительство флота является капиталоемким инвестиционным проектом и без государственной поддержки поддерживать финансово-экономические показатели проектов сложно, особенно когда суда строятся за счет заемных средств. В этой связи, просим МИИР РК включить в госпрограмму мероприятия по субсидированию займов на приобретение судов», - отметил Айдар Оржанов.
Юрий Лавриненко подчеркнул, что такого рода предложения необходимо готовить с полными экономическими расчетами и обоснованиями для защиты их в Министерстве финансов РК.
«Перед тем как включать предложения в программу, необходимо предоставить четкий анализ выгоды. Мы видим, что отрасль развивается, идет наработка маршрутов с Китаем и Европой, что позволило сократить издержки в 2 раза», - сообщил Юрий Лавриненко.
В свою очередь заместитель Председателя Комитета транспорта МИИР РК Кайриден Нуркенов обратил внимание на возможность включения мероприятия по оказанию государственной поддержки по приобретению судов в рамках Нұрлы Жол.
«Кроме того, Министерством прорабатывается возможность реализации данной инициативы по аналогии с использованием механизмов субсидирования или лизингового финансирования при приобретении железнодорожных вагонов», - акцентировал Кайриден Нуркенов.
Также в ходе совещания Председатель Подкомитета по водному транспорту презентовал проект Дорожной карты Подкомитета на 2019 год.
Оставьте комментарий:
Комментарии: