Войлочных дел мастерица
Изделия из войлока становятся визитной карточкой и брендом Актобе
Изделия из войлока всё больше пользуются спросом. Из этого экологически чистого материала создают картины и шьют оригинальные предметы быта. У каждого мастера свои мотивы, которые выделяют его работы среди других. Педагог с 30–летним стажем Ляйля Байганова много лет назад впервые взяла в руки войлок. В перерывах между занятиями в учебном заведении и домашними хлопотами она успевала дарить жизнь самым смелым задумкам. Всерьёз заниматься любимым делом мастер начала после выхода на пенсию.
-Ляйля Бегемжановна, расскажите о себе и почему выбрали именно войлок?
Мне 63 года. 42 из которых я проработала педагогом в Актюбинском гуманитарном колледже, преподавала историю и культурологию, работала в музее. И если раньше совмещала рукоделие со своей основной работой, то после выхода на пенсию полностью посвятила себя этому творческому делу. Я вручную делаю обереги, шкатулки, тойбастары, куклы и различные сувениры из войлока. Мне нравится работать, я все время в творчестве, все время в движении. У нас это семейное, у меня отец хорошо рисовал, а мать не только рисовала, но и шила национальные корпе, украшала их национальной вышивкой, вязала оренбургские платки. Нас семеро детей, и пятеро из нас – профессиональные художники, скульпторы, керамисты, дизайнеры, и только мы с сестрой выбрали профессию учителя. Но, видно, кровь дает о себе знать, вот и я занялась любимым делом.
-Как рождаются идеи?
Моя работа с войлоком — это не просто работа, это часть моей жизни, поэтому идеи рождаются постоянно, и чаще всего неожиданно. Иногда рисую эскизы, как говорят «на салфетке». Что делать, если вдохновение пришло, а под рукой не оказалось блокнота?
-Сколько нужно времени для создания небольшого изделия?
Войлок называют «чудом из ничего». Я бы добавила «чудом за пять минут». Если вы сравните время, за которое вы, к примеру, свяжете чехол для телефона и время, за которое вы его сваляете, последнее окажется быстрее. Но это первое впечатление. Это похоже на сравнение спринтера и стайера — времени меньше, а затрат энергии гораздо больше. Поэтому более правильным мне кажется вопрос: «Сколько сил и энергии вы тратите на свою работу?»
-И сколько?
К сожалению, измерить эти затраты довольно сложно. Для больших изделий также работает формула «время+энергия», и эти затраты в зависимости от размера изделия увеличиваются в геометрической прогрессии. Вот почему крупные качественно выполненные объекты из войлока — большая редкость. Здесь на помощь приходит сноровка, владение технологией и профессионализм. Процесс работы требует особой внимательности и усидчивости, ведь после рисунков, эскизов и прочего предстоит основная работа – с полимерной глиной, парчой, чешским бисером, красками и войлоком. Если во времени измерить, то на одного войлочного верблюда уходит около 5-6 часов, а на одну куклу – 2-3 дня.
-То есть валяние требует больших физических усилий?
Да. Чтобы изделия из войлока служили долго, их качество (оно на языке профессионалов называется степень увалки) должно быть очень высоким. Понятие, что «войлок непрочен и быстро развалится» породили изделия, выполненные неумелыми или начинающими умельцами, которые недостаточно времени и сил потратили на добротную увалку своих работ. Такие некачественные вещи служат антирекламой настоящему войлоку.
-Для себя валяете?
Валяю, когда успеваю. Нельзя сказать, что сапожник совсем без сапог, но что-то похожее всё же есть. Это моя работа, поэтому на валяние, как хобби, времени почти не остается.
Сейчас навыки перенимают дети и внуки. Главный помощник в этом деле мой сын Ерлан Байганов. Он режет картон, делает эскизы, он перенял опыт в оформлении изделий. Делает вручную тумары, шкатулки, юрты из войлока и другие казахские сувениры. В коллекции нет абсолютно одинаковых фигур. И если даже эскиз один, куклы все равно получаются непохожими. К примеру, куклы. Глянешь на одну, а она хитрая-хитрая, другая статная. Все разные, с характером, это относится и к другим нашим работам. Грациозная ли это лошадь или величественный верблюд, совершенно неважно. Каждая вещь из войлока выполняет свою функцию. В шкатулках можно хранить различные украшения, обереги и тумары можно повесить в доме.
-Где можно «вживую» увидеть ваши работы?
Постоянно пока нигде, но с энтузиазмом принимаю участие в различных проектах и выставках, отрадно что нам, ремесленникам, как членам Ассоциации туристких компаний и ремесленников Актюбинской области огромное содействие и поддержку оказывает региональная Палата предпринимателей «Атамекен». Организовывают выставки, места реализации своих работ и тд. Нас часто приглашают на выставки как регионального, так и республиканского масштаба. В год 550-летия Казахского ханства выезжали в Астану и на День столицы, представляли область на ярмарке ремесленников. Участвовали в Днях Актюбинской области в Оренбурге, где в качестве сувенира преподнесли губернатору Оренбуржья и акиму региона свое эксклюзивное изделие. С сыном принимали участие на Всемирной выставке в Астане. Возили десятки эксклюзивных сувениров в национальном стиле. Заметила, что особый спрос везде наблюдается на верблюдов из войлока, их покупают на память иностранцы, дарят зарубежным друзьям. Как известно, верблюд – символ богатства нашей казахской степи, гордое и терпеливое животное. Я являюсь членом союза ремесленников «Шабыт» города Актобе. Я мечтаю, чтобы на каждой казахской свадьбе вручались сувениры в красиво оформленных юртах – это будет не только приятно, но и станет неким призывом не забывать свои корни. Если каждому гостю страны будем дарить стилизованные сувениры-это будет нашим вкладом в развитие туризма, в том числе сувенирного кластера.
Поздравляю всех с прекрасным праздником Наурыз!
-Cпасибо за интересную беседу! Творческих вам успехов!
Работы Ляйли Байгановой, действительно, магическим образом притягивают внимание. Чудо за пять минут. Чудо из ничего. Я бы сказала — чудо мастерства.
Оставьте комментарий:
Комментарии: