Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Маркировка: государство и бизнес обсуждают правила игры

08 Февраля 2019
3481 просмотров

Ежегодно из-за недобросовестных предпринимателей развивающиеся страны теряют 90 миллиардов долларов налоговых отчислений.

Об этом в ходе международного форума «Цифровая маркировка и прослеживаемость товаров» упомянул Первый заместитель Премьер-Министра РК Аскар Мамин, добавив, что особую актуальность в борьбе с «черным» рынком приобретает введение на пространстве ЕАЭС системы маркировки и прослеживаемости товаров.

 «Борьба с оборотом нелицензированной продукции является практически незадействованным механизмом создания дополнительного пространства для развития отраслей экономики, сокращения издержек для отечественных производителей, наращивания базы для расширения доходной части государственного бюджета и повышения уровня благосостояния граждан», —прокомментировал Аскар Мамин.

Он отметил, что международный опыт доказал эффективность маркировки по сокращению доли «серого» рынка и увеличению собираемости налогов в затрагиваемых отраслях на 20-40%. 

В свою очередь заместитель Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева подчеркнула, что для эффективного внедрения маркировки государству и бизнесу необходимо найти баланс интересов и установить четкие «правила игры». Несмотря на проводимую работу остается широкий спектр вопросов как на национальном, так и на наднациональном уровне, в том числе:

- отсутствует базовый механизм  реализации маркировки;

- не просчитана финансовая модель реализации маркировки в разрезе отраслей;

- отсутствуют наднациональные требования к формированию Каталога товаров и Каталога участников прослеживаемости;

- не проработан бизнес-процесс прослеживаемости - от производителя до кассы;

- не проработан механизм трансграничного обмена данными.

Кроме того, Юлия Якупбаева акцентировала, что первостепенными задачами для внедрения маркировки являются архитектура бизнес-процессов, а также обеспечение полного покрытия интернетом.

«Без обеспечения полного жизненного цикла оборота товара «от производителя до кассы» внедрение системы маркировки лишь увеличит нагрузку на добросовестный бизнес, но цели не достигнет», - подчеркнула Юлия Якупбаева.

 

Также, в рамках форума поднимался вопрос необходимости проведения согласованной работы по внедрению маркировки в рамках стран-участниц ЕАЭС. Поскольку  разрозненная работа в данном направлении может привести к барьерам во взаимной торговле, а также увеличить финансовую нагрузку на бизнес.

Поэтому важно найти правильное решение по прослеживаемости в сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Насколько мы видим процессы у наших соседей, еще нет понимания, будет ли, например, молочная продукция идти под маркировкой «честный знак» или продолжит движение в системе «Меркурий», основанной на ветсертификатах.

«Атамекен» и бизнес-объединения стран Союза выступают за выработку подходов и принципов маркировки, соответствующих международным стандартам, во избежание создания искусственных барьеров для товарооборота между странами», - отметила Юлия Якупбаева.

Для обсуждения проблем и выработки общего подхода по внедрению маркировки с государствами-членами ЕАЭС на площадке Нацпалаты создан Проектный офис.

«Бизнес в целом поддерживает проведение добровольных пилотных проектов по маркировке. Поэтому пул добровольных пилотных проектов, формируемый Проектным офисом, постоянно пополняется. Это лекарства, обувь, велосипеды, железнодорожные запчасти. Ведем переговоры с КАМАЗ по выборочной маркировке автозапчастей совместно с нашими производителями. С середины февраля Комиссия запускает механизм проработки общего проекта по маркировке обуви для четырех стран-участниц. Мы также прорабатываем возможность посещения заводов по группам маркируемых товаров, чтобы отечественный бизнес мог ознакомиться с процессом и задать вопросы «на месте», - поделилась Юлия Якупбаева.

 

Резюмируя выступление, Юлия Якупбаева призвала бизнес-сообщество активно включаться в работу Проектного офиса «Атамекен» для отстаивания интересов бизнеса. Также обратилась к Правительству с просьбой активизировать работу межведомственной рабочей группы по маркировке для решения вышеуказанных вопросов и выступила с предложением публичного освещения пилотного проекта по табаку.

Подводя итоги сессии, Аскар Мамин предложил проводить подобные форумы раз в полгода для обмена опытом и консолидации мнений.

Презентация: Система маркировки и прослеживаемости товаров

Справочно: Участниками первого форума стали член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Никишина, министр индустрии и инфраструктурного развития РК Женис Касымбек, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Беспрозванных, заместитель министра по налогам и сборам Республики Беларусь Владимир Муквич, заместитель министра экономики Кыргызской Республики Дастан Кадыров, а также руководство АО «Казахтелеком», ООО «ЦРПТ» и другие.

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры