Кадры для фармацевтической отрасли: кто будет делать лекарства?
Палата предпринимателей г. Шымкент предлагает готовить кадры для фармотрасли с учетом видения перспектив отрасли работодателями
Актуальный вопрос, как готовить специалистов в ближайшей перспективе, чтобы работодателям не приходилось сталкиваться с молодыми кадрами, за плечами которых нет ни опыта работы, ни квалификации, обсудили на круглом столе, организованном Палатой предпринимателей города Шымкент и Южно-Казахстанской медицинской академией. Кроме ведущих ученых и завкафедрами вуза, в нем приняли участие и работодатели - представители крупных фармацевтических организаций Шымкента и Туркестанской области.
Главная тема обсуждения: как высшей школе воспитать специалиста-универсала, который, получив диплом, будет знать все этапы жизненного цикла лекарства – от разработки до фармаконадзора? Бурное обсуждение проблем отечественной фармацевтики свелось к главному – мало квалифицированных кадров. Мало практической подготовки. Мало взаимодействия между вузом и работодателем, несмотря на ряд успешных примеров сотрудничества.
Сегодня Южно-Казахстанская медицинская академия выпускает в год до 250 будущих провизоров и фармацевтов. Но уровень и перечень направлений подготовки высшего профессионального образования никак не коррелирует с запросами фармацевтического рынка. Это является одной из причин проблемной ситуации с обеспечением кадрами фармацевтической отрасли. Как понять, что должен уметь специалист?
Реалии сегодняшнего дня диктуют, чтобы образовательные программы высших учебных заведений строились таким образом, чтобы выпускник, переступив порог «альма-матер» уже имел новый, проектный тип мышления. Быть может, высшее образование давно пора приводить в соответствие с требованиями практики? И правовые нормы о том, что учебные стандарты должны составляться не с учётом, а на основе стандартов профессиональных, решат извечную проблему компетентности молодых специалистов?
«Определить компетенцию от содержания очень сложно, нужно идти от трудовой, реальной задачи», – обратили внимание обсуждающие.
Работодатель же в состоянии чётко и ясно изложить, каких знаний, умений и навыков он хотел бы от молодого специалиста.
«Задача университетов – стараться понять экспертные мнения отрасли. А задача работодателей - помогать вузу формулировать свои требования», - уверена заведующая кафедрой, кандидат фармацевтических наук, доцент Ботагоз Торланова.
Находить точки соприкосновения действительно нужно. Главное – не переставать идти навстречу друг другу в надежде на то, что профессиональные стандарты решат. Как отмечает начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей г.Шымкент Мадина Турсунбекова вопрос тесного сотрудничества учебного заведения с работодателями всегда дает положительный результат:
«С 2014 года при содействии НПП РК «Атамекен» была запущена дуальная система образования для колледжей. Согласно этой системе студент более 60% времени обучения проводит за практическими занятиями, в том числе, непосредственно на самом производстве. Дуальное обучение теперь мы видим и здесь, в Южно-Казахстанской медицинской академии. Полагаем, что именно упор на прохождении практики под руководством и наставничеством самих работодателей, безусловно, поможет будущим выпускникам адаптироваться под современные реалии рынка труда, научиться работать с новейшим оборудованием и технологиями. Сейчас нужно говорить о том, чтобы не просто подготовить кадры, а выпускать нужных специалистов, чтобы переучивать молодых специалистов приходилось как можно меньше», - отметила она.
В завершении обсуждения был подписан меморандум между ректором вуза и ОЮЛ «Ассоциация фармацевтических и медицинских организаций «Даму». Обе стороны тем самым выразили готовность взаимодействовать в вопросах подготовки специалистов для фармацевтической отрасли Казахстана, проводить совместные мероприятия по профориентации выпускников школ, круглые столы, ярмарки вакансий, встречи работодателей с выпускниками академии, а также по разработке и внедрению проектов по программе дуального образования, по привлечению студентов в работу Ассоциации. Ассоциация, в свою очередь, будет заинтересована направлять студентов, занимающихся научными исследованиями, в крупные фармкомпании, и что немаловажно - трудоустраивать выпускников.
Оставьте комментарий:
Комментарии: