Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Цифровая торговля ЕАЭС. Продвинет бизнес или станет препятствием?

01 Декабря 2018
3431 просмотров

Бизнесмены Казахстана предложили пересмотреть подходы по развитию цифровой торговли ЕАЭС, в рамках которого предполагается создание евразийской экосистемы цифровой торговли.

Отечественные предприниматели в ходе встречи, инициированной НПП «Атамекен», выделили несколько проблемных вопросов, касательно технического регламента, агрегированных данных и формирования механизма «Партнер ЕАЭС».

«ЕЭК ведет активную работу по цифровой повестке, разрабатывая на ее основании различные наднациональные нормативные акты. К нам поступил проект «Дорожной карты» по развитию цифровой торговли ЕАЭС на 2019 – 2020 годы. Через площадки электронной торговли можно существенным образом продвинуть экспорт, завести качественных импортеров и заявить о себе. Несмотря на позитивные моменты, появляются препятствия и барьеры для бизнес-сообщества», – отметила заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

Приступая к обсуждению документа бизнес отметил отсутствие глоссария терминов и понятий, не содержащихся в законодательстве ЕАЭС, но используемых в проекте «Дорожной карты».

«Нужен глоссарий, нужны какие-то единообразные подходы, хотя бы как минимум к пониманию определений понятий»,– отметил представитель Kaspi Bank.

Первый вопрос совещания затрагивал создание механизма ограничения работы в ЕАЭС иностранных интернет-площадок, осуществляющих продажу товаров, не соответствующих техническим регламентам ЕАЭС, Данное мероприятие было принято бизнесом негативно.

«Иностранные интернет-площадки предпочтут закрыть наш рынок чем приводить товары в соответствие техническим регламентам ЕАЭС. К примеру, доля Казахстана в общем объеме, в одной из самых больших интернет площадок AliExpress, занимает всего 0,3%. Если этот интернет-магазин закроется на Казахстан, то можно ожидать увеличение цен на отечественных интернет магазинах в 4-5 раз», - отметил представитель Казпочты.

Представителем Ассоциации торговых предприятий Казахстана были озвучены возможные риски при реализации в рамках цифровой торговли товаров, не соответствующих техническому регламенту ЕАЭС, или в отношении которых отсутствует технический регламент.

Следующим вопросом обсуждения стало формирование евразийского рынка агрегированных данных.

Затрагивая эту тему, представителями Казпочты и Ассоциации торговых предприятий Казахстана отмечено, что сегодня в Казахстане, в отличие от России и Белоруссии, отсутствует организация, осуществляющая сбор и анализ агрегированных данных «интернет-торговли» и нет методологии по сбору данных. Кроме того, было озвучено, что в Российской Федерации данная организация финансируется и поддерживается Государственной Думой.

Еще один аспект, на который обратили внимание участники совещания – формирование механизма «Партнер ЕАЭС», который предполагает создание различных реестров: Реестра аккредитованных электронных торговых площадок, Реестра аккредитованных производителей и Реестра товаров на основе системы прослеживаемости.

Представители финансовой сферы подняли вопросы о нецелесообразности формирования каких-либо реестров при осуществлении цифровой торговли.

Вместе с тем они отметили:

«Реестры могут быть, но только добровольные, и чтобы стимул стать «Партнером ЕАЭС».

Участники также обсудили вопросы о лицензировании, постаматах и о возможности включение в предлагаемый проект Дорожной карты механизмов "Единого окна".

В завершении встречи Юлия Якупбаева подчеркнула необходимость детальной проработки с бизнесом проекта Дорожной карты и сформировать согласованную позицию для направления в ЕЭК с учетом предложений и замечаний заинтересованных представителей бизнеса.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры