Цифровая торговля ЕАЭС. Продвинет бизнес или станет препятствием?
Бизнесмены Казахстана предложили пересмотреть подходы по развитию цифровой торговли ЕАЭС, в рамках которого предполагается создание евразийской экосистемы цифровой торговли.
Отечественные предприниматели в ходе встречи, инициированной НПП «Атамекен», выделили несколько проблемных вопросов, касательно технического регламента, агрегированных данных и формирования механизма «Партнер ЕАЭС».
«ЕЭК ведет активную работу по цифровой повестке, разрабатывая на ее основании различные наднациональные нормативные акты. К нам поступил проект «Дорожной карты» по развитию цифровой торговли ЕАЭС на 2019 – 2020 годы. Через площадки электронной торговли можно существенным образом продвинуть экспорт, завести качественных импортеров и заявить о себе. Несмотря на позитивные моменты, появляются препятствия и барьеры для бизнес-сообщества», – отметила заместитель председателя Правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.
Приступая к обсуждению документа бизнес отметил отсутствие глоссария терминов и понятий, не содержащихся в законодательстве ЕАЭС, но используемых в проекте «Дорожной карты».
«Нужен глоссарий, нужны какие-то единообразные подходы, хотя бы как минимум к пониманию определений понятий»,– отметил представитель Kaspi Bank.
Первый вопрос совещания затрагивал создание механизма ограничения работы в ЕАЭС иностранных интернет-площадок, осуществляющих продажу товаров, не соответствующих техническим регламентам ЕАЭС, Данное мероприятие было принято бизнесом негативно.
«Иностранные интернет-площадки предпочтут закрыть наш рынок чем приводить товары в соответствие техническим регламентам ЕАЭС. К примеру, доля Казахстана в общем объеме, в одной из самых больших интернет площадок AliExpress, занимает всего 0,3%. Если этот интернет-магазин закроется на Казахстан, то можно ожидать увеличение цен на отечественных интернет магазинах в 4-5 раз», - отметил представитель Казпочты.
Представителем Ассоциации торговых предприятий Казахстана были озвучены возможные риски при реализации в рамках цифровой торговли товаров, не соответствующих техническому регламенту ЕАЭС, или в отношении которых отсутствует технический регламент.
Следующим вопросом обсуждения стало формирование евразийского рынка агрегированных данных.
Затрагивая эту тему, представителями Казпочты и Ассоциации торговых предприятий Казахстана отмечено, что сегодня в Казахстане, в отличие от России и Белоруссии, отсутствует организация, осуществляющая сбор и анализ агрегированных данных «интернет-торговли» и нет методологии по сбору данных. Кроме того, было озвучено, что в Российской Федерации данная организация финансируется и поддерживается Государственной Думой.
Еще один аспект, на который обратили внимание участники совещания – формирование механизма «Партнер ЕАЭС», который предполагает создание различных реестров: Реестра аккредитованных электронных торговых площадок, Реестра аккредитованных производителей и Реестра товаров на основе системы прослеживаемости.
Представители финансовой сферы подняли вопросы о нецелесообразности формирования каких-либо реестров при осуществлении цифровой торговли.
Вместе с тем они отметили:
«Реестры могут быть, но только добровольные, и чтобы стимул стать «Партнером ЕАЭС».
Участники также обсудили вопросы о лицензировании, постаматах и о возможности включение в предлагаемый проект Дорожной карты механизмов "Единого окна".
В завершении встречи Юлия Якупбаева подчеркнула необходимость детальной проработки с бизнесом проекта Дорожной карты и сформировать согласованную позицию для направления в ЕЭК с учетом предложений и замечаний заинтересованных представителей бизнеса.
Оставьте комментарий:
Комментарии: