Дом сам может зарабатывать - костанайский выпускник «Бастау» решил перевернуть систему ЖКХ
10 лет костанаец Сайлау Асылбаев был старшим по дому. И все 10 лет его не устраивала работа ПКСК. Поняв, что сломать устоявшуюся с советских времен систему ему не под силу, мужчина решил пойти по принципу Фердинанда Порше — если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам. Так появилось ТОО «Жилсервис Костанай».
Прежде чем создать обслуживающую организацию по европейскому типу, Сайлау Асылбаев хорошенько изучил опыт других стран и отучился на курсах «Бастау». Ведь, по мнению предпринимателя, порядок должен быть не только не лестничных площадках, но и в бухгалтерии и документации.
«После распада советского союза в рыночную экономику перешли все сферы, кроме ЖКХ, - считает Сайлау Асылбаев. - Во-первых, виноват менталитет. Люди до сих пор убеждены: квартира — это моя собственность, а все, что за ее пределами — меня не касается. Во-вторых, слабая работа чиновников. Есть хорошие реформы, подсмотренные у Запада, но нет хорошего исполнения. Благо, не так давно поняли, что услуги по обслуживанию домов нужно передать в конкурентную среду, потому что общественная организация, которой является ПКСК, не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. Я считаю, что конкуренция наведет порядок в этой системе».
Сайлау Асылбаев знает, о чем говорит. Он долгое время вел борьбу с собственным ПКСК, пытаясь добиться детальной раскладки по расходам и доходам денег жильцов. Как собственник квартиры он хотел знать, за что платит, но наткнулся на глухую стену. Пришлось идти в суд. В конце концов, всеми правдами и неправдами он раздобыл нужные цифры, свел дебет с кредитом и понял, что сквозь кооперативы утекают огромные деньги.
«Этих средств хватает на то, чтобы содержать дом и прилегающую территорию, и еще откладывать на счет приличную сумму, - говорит учредитель обслуживающей организации. - Дело в том, что в наших ПКСК очень раздутый штат. Я посчитал, что кооператив из 68 домов в год собирает около 100 млн тенге. И 70 % от этой суммы уходит на зарплаты! Нет менеджмента, нет бережливого отношения к деньгам, нет прозрачности».
Сайлау Асылбаев убежден, что дом сам может зарабатывать. Не верите? Тогда приведем пример. Допустим, на стене вашего дома размещена реклама. Кому должна платить рекламная компания? Как правило, никто об этом не задумывается, а ведь стены — общедомовая собственность и значит деньги должны идти жильцам. Они будут ежемесячно «капать» на счет обслуживающей компании, и через время можно будет сделать для дома что-нибудь глобальное: перекрыть кровлю или поменять трубы, например.
А теперь о прозрачности, с которой на сегодняшний день в сфере ЖКХ все очень и очень плохо. Деньги жильцов уходят в неизвестном направлении. Решить эту проблему Сайлау Асылбаев предлагает просто:
«Сейчас на домах появляются QR-коды, в которые, по моему мнению, нужно вбивать всю информацию — от количества жильцов до наименования сайта обслуживающей организации. На сайте должна быть четкая информация: сколько денег на счету компании, сколько потрачено на то-то и сколько на то-то. Причем деньги жильцы должны платить уже после услуги, увидев результат. Я почему это говорю? Мы в свое время очень долго «выбивали» из ПКСК забор, а нам поставили ужасную конструкцию за бешеные деньги. На сегодняшний день у нас есть сайт, где есть не только исчерпывающая информация о нашей деятельности, но и форум — площадка, где жильцы могу обсудить проблемы, поделиться чем-то».
В будущем предприниматель планирует общаться с жильцами и через WhatsApp. То есть того же сантехника можно будет вызвать за несколько секунд, написав в мессенджере сообщение. Возникает резонный вопрос: а как же бабушки, далекие от высоких технологий?
«Моя весьма пожилая соседка с легкостью пользуется смартфоном, - улыбается Сайлау Асылбаев. - Я понимаю, что не все такие. Но стационарные телефоны никто не отменял. Всегда есть какая-то альтернатива».
Сейчас предприниматель ведет активную работу по привлечению клиентов. По информации, которую ему выдали в акимате, в Костанае «в подвешенном состоянии» находятся 217 домов. Это либо те, жильцы которых сами ушли из ПКСК по понятным причинам, либо те, чьи кооперативы развалились.
Поле для деятельности большое, и конкурентов у учредителя обслуживающей компании пока совсем мало. Обычно это обстоятельство радует предпринимателя, но у Сайлау Асылбаева все наоборот:
«Я агитирую людей, с которыми познакомился на курсах «Бастау», открывать подобный бизнес. Даже когда я начал этим заниматься, ПКСК, к которому относился мой дом, резко зашевелилось. Это чистая конкуренция. У людей должен быть выбор. Конкуренция дисциплинирует, делает нас лучше. Это шанс перевернуть систему!».
Оставьте комментарий:
Комментарии: