«Маркировка товаров»: система дает сбои
27 ноября 2017 года Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» совместно с Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК объявили о запуске пилотного проекта по маркировке изделий из натурального меха на территории Казахстана и презентовали информационную систему «Маркировка товаров».
Еще до момента запуска «пилота» по маркировке, Палатой проводилась большая разъяснительная работа с предпринимателями, были организованы различные семинары совместно с КГД МФ РК, с разработчиком системы, с Ассоциацией «ГС1 Казахстан».
Разъяснительная работа продолжалась и после запуска маркировки. Со стороны «Атамекен» проводились консультации и разъяснения по алгоритму действий предпринимателей, как в работе с информационной системой, так и по взаимодействию с участниками процесса. Региональные палаты непосредственно помогали вносить данные в ИС «Маркировка товаров» и проводили обучающие семинары предпринимателей на местах совместно с представителями ДГД.
«В целом пилотный проект маркировки изделий из натурального меха, направленный на обеспечение равной конкуренцию и защиты казахстанского покупателя от контрафактной продукции, имеет позитивные результаты. На сегодняшний день промаркировано более 235 тыс. изделий из натурального рынка, увеличились поступления в бюджет, снижается доля нелегальной продукции», - отмечает эксперт департамента экономической интеграции НПП РК «Атамекен» Нурлыбек Исабеков.
Так, согласно информации КГД МФ РК, за период введения маркировки с 27 ноября 2017 года по 30 июня 2018 года по сравнению с аналогичным периодом поступления таможенных платежей и налогов выросли на 78,2 млн. тенге (с 28,7 млн. тенге до 106,7 млн. тенге) или более чем в три с половиной раза.
Однако вместе с положительными результатами остаются моменты, которые сдерживают реализацию проекта по маркировке.
Один из основных сдерживающих факторов – частые сбои самой ИС «Маркировка товаров». Предприниматели вынуждены вносить данные по несколько раз не только в информационную систему, но и в систему «ГС1 Казахстан».
«Наряду с этим, интеграция с информационной системой КГД МФ РК «Таис-2», осуществляющей передачу сведений по таможенным декларациям, реализована была только в середине января 2018 года, а в апреле был реализован переход на информационную систему «Астана-1», работа которой до сих пор вызывает много вопросов и остается нерешенной по сей день», - рассказывает эксперт департамента экономической интеграции НПП РК «Атамекен» Нурлыбек Исабеков.
В частности, при импорте товаров из третьих стран одной из основных проблем является отсутствие таможенной декларации в Информационной системе, по причине некорректной передачи данных в процессе интеграции с таможенной системой «Астана-1». В случаях наличия таможенной декларации в СПП «Маркировка товаров» выявляются дополнительные технические проблемы, связанные с отсутствием необходимых полей для заполнения.
Подобная медлительность в работе уполномоченных органов имеет большие негативные последствия для показателей реализации проекта маркировки на территории Казахстана.
Согласно Соглашению по маркировке товаров в рамках ЕАЭС, нет необходимости повторного маркирования изделий из натурального меха, промаркированных и ввезенных из государства-члена Союза. В этой связи, отечественным предпринимателям только необходимо ввезенный товар из ЕАЭС принять на баланс согласно требованиям Информационной системы. Однако в силу технических проблем в информационных системах стран партнеров по ЕАЭС периодически происходят сбои, и отечественные предприниматели не могут неделями принять на баланс импортируемые товары из стран ЕАЭС.
«Вышеизложенные технические проблемы, связанные с функционированием ИС «Маркировка товаров» приводят к увеличению финансовых и временных издержек отечественных предпринимателей, из-за невозможности принятия товара на баланс отечественный бизнес не может реализовать данную продукцию, что негативно сказывается на его деятельности», - отмечает Нурлыбек Исабеков.
Наряду с этим, предприниматель вынужден нарушать Правила реализации пилотного проекта, так как не может из-за сбоев в работе ИС «Маркировка товаров» своевременно в установленные сроки оформить заказ или принять на баланс импортированный товар из государств-членов ЕАЭС.
«Летний сезон близок к завершению и не за горами сезон притока импорта изделий из натурального меха, при этом, оставшиеся нерешенными технические проблемы Информационной системы уже в ближайшие недели могут привести к остановке торговли и удорожанию меховых изделий», - прогнозирует спикер.
Уполномоченным органам в целях исключения вышеупомянутых рисков, связанных с некорректным функционированием систем необходимо в кратчайшие сроки решить существующие проблемы.
При этом, Палата считает, что в случае некорректной работы Информационной системы необходимо исключить наложение административной ответственности на добросовестных предпринимателей. А также уполномоченные органы обязаны своевременно информировать бизнес о сбоях в работе системы.
Оставьте комментарий:
Комментарии: