Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

От добрых намерений — к системной помощи: в Казахстане взялись за создание идеального аула

25 Июля 2018
3139 просмотров

24 июня общественное объединение «Менің Атамекенім» решило вдохнуть в аулы новую жизнь.  О новой программе, подходах и казахстанской модели меценатства «Атамекену» рассказал один из соучредителей общественного движения Ермек Дуйсенханов.

В этом проекте роль соучредителя это лишь одна ипостась, я давно занимаюсь развитием собственного бизнеса. Являясь предпринимателем, помогаю другим организациям и благотворительным фондам.

 

ИДЕЯ


В основе идеи образования проекта «Менің Атамекенім» заложена мысль, создать площадку для социально ответственного бизнеса. Когда проект был на стадии задумки, мы начали с аналитики. Смотрели, какие компании в Казахстане уже занимаются благотворительностью. Как таковые списки благотворителей никем не ведутся, но мы нашли список компаний, которые так или иначе известны как благотворители, и посмотрели, что они из себя представляют. Выяснилось интересное, большинство компаний — это крупные субъекты бизнеса, компании с зарубежным участием и представители квазигоссектора. Зачастую, у них есть консультанты по социальной ответственности, это компании с зарубежной идеологией, потому как благотворительность у них уже в крови. В списке не обнаружилось малого и среднего бизнеса. И мы задумались почему?

Вот тут пригодился предпринимательский опыт, я часто оказываю помощь на безвозмездной основе для общественных организаций, читаю лекции, бесплатно обучаю детишек, но нигде это не фиксирую. Так поступает малый и средний бизнес, и заслуги их нигде не фиксируются. Мы подумали, что надо это как-то исправить и 10 соучредителей организовали новое общественное объединение, куда каждый пришел со своим видением и идеей.

 

ГОСТЕПРИИМНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСТАНА


Мой вклад в проект заключается в его масштабировании и унификации. Мы начали работу и до сих пор занимаемся вопросами общего понятийного аппарата. В эту работу вовлекаем общественные организации, которые давно занимаются разработкой правил и политики социально-корпоративной сферы в Казахстане. Сейчас определяем основные направления, по которым будем двигаться. Каждая страна имеет свой характер корпоративной ответственности. В Японии есть своя культура, в штатах своя, в основе которой меценатство. У Казахстана на самом деле то же есть своя культура, которая схожа в подходах со странами постсоветского пространства, но имеет свои особенности. Это казахстанское гостеприимство, помощь старшим, помощь младшим и, без сомнений, наш бизнес все это делает, но делает в плохо структурированном поле. И мы хотим объяснить всем представителям бизнеса, что быть социально ответственным это классно, легко и просто. Для этого мы начали с одного из направлений социальной ответственности – меценатство. Долго думали и пришли к идеи создать подпроект, который называется «Әр ауылға бір қамқоршы», что переводится как «Каждому аулу по наставнику».

 

«КАЖДОМУ АУЛУ ПО НАСТАВНИКУ»


В этом проекте мы хотим, чтобы каждый желающий смог попробовать себя в роли благотворителя, а главное, чтобы это можно было сделать в один клик. Мы выбрали сельскую местность, аулы коих в Казахстане более 6 тысяч. Что мы начали делать?

«Менің Атамекенім» поставил для себя цель и начал работать над образом идеального аула. Мы решили понять, к чему мы стремимся и как должен выглядеть идеальный аул, в котором хотелось бы жить. Сейчас группа аналитиков работает над составлением общей методологии. По сути, мы вырабатываем схему сродни пирамиде Абрахама Маслоу. Аул начального уровня должен содержать определенные объекты и с каждым уровнем наращиваются качественные и количественные показатели этих объектов. Мы говорим, что идеальный аул 9 уровня помимо образовательной школы должен содержать кружок робототехники. А аул 10 уровня должен иметь еще и преподавателя с зарубежным образованием.

Мы создаем схему, где у каждого объекта есть свой вес, а вот определяют настоящую значимость аула уже сельчане. К этой работе подключаются социологи, психологи, которые непосредственно на местах интересуются, действительно ли определенный критерий важен. При этом здесь учитывается регион, так как потребности северных регионов и, например, западных разные. На втором этапе мы смотрим соответствие аулов созданному образу. И сопоставив образ с реальной картиной, мы видим те зоны роста, к которым должны стремиться. Основная идея всей этой сложной схемы как сделать так, чтобы помощь мецената была максимально эффективной?

Если мы понимаем, что село отлично развивается в сфере спортивного досуга, инвестиции предпринимателя будут направлены на менее развивающуюся отрасль. И здесь появляется пакетное предложение по каждому аулу. Предприниматель может зайти и сказать: «Покажите мне «пакет», который может улучшить жизнь в моем ауле, развить инфраструктуру в секторе спортивного досуга». И система сопоставит данные и выдаст партнерский пакет стоимостью от пяти тысяч тенге и выше.

 

РЕЙТИНГ ДОБРЫХ ДЕЛ


Своей деятельностью учредители проекта хотели затронуть все слои меценатов и «Әр ауылға бір қамқоршы» нацелен и на крупные объекты инфраструктуры. В данный момент прорабатываются бизнес-процессы взаимодействия с местными исполнительными органами: как поставить объект на баланс, каким образом проводить изыскательные работы. При этом имея в качестве цели крупные объекты, мы не забываем об обычных гражданах, которые разово могут помочь тому или иному селу. На сайте автоматически появится информация о вкладе и добром деле. Ваш вклад автоматически увеличит рейтинг села, и оно, с каждым новым делом, начинает подниматься к идеальному аулу, а  меценат получает баллы. И вот тут у нас выходит второй продукт это реестр, где будет виден вклад благотворителя.

Самое главное в фонде, что пакет может быть материальным и нематериальным. К примеру, можно не только оплатить стройку, приобрести оборудование, но обучить одного из сельчан. Такое же отношение у нас к стимулированию бизнеса. К этому вопросу мы подходим с двух позиций материальное и нематериальное стимулирование. Мы с партнерами сейчас проговариваем методы материального стимулирования. Что касается нематериального поощрения, оно будет зависеть от оказанной помощи и это не только денежные вклады. В Казахстане много бизнесменов, которые творят дела, оставаясь инкогнито, мы уважаем это правило и предусмотрели на сайте функцию, которая может скрыть данные благотворителя, но повысит рейтинг поселка.

Узнать о социальном проекте, стать  помощником и сделать свой аул лучше возможно на сайте atamekenim.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры