Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Когда запрос решает кадровый вопрос

24 Марта 2018
- г. Шымкент
1289 просмотров

В ЮКО работодатели проявляют все большую заинтересованность в учебных центрах, готовящих специалистов, «заточенных» под нужды их производств. Объясняется это тем, что подготовка кадров в кратчайшие сроки с учетом производственных потребностей на сегодня дает максимально эффективные результаты.

В качестве примера для будущих центров может послужить уже существующий и успешно работающий по этой системе учебный научно-исследовательский центр «Бiлiктi маман», включенный в Реестр УЦ при НПП РК «Атамекен». Открылся он в 2011 году, но активно начал действовать четыре года назад, как раз в то время, когда в стране стартовала направленная на борьбу с безработицей государственная программа «Дорожная карта занятости-2020». За этот период центр обучил и переобучил порядка двух тысяч человек. Последние два года — исключительно для предприятий индустриальных зон. О том, какова сегодня ситуация на техническом рынке труда, насколько эффективна дуальная система обучения и кто востребован на предприятиях области? – с таким вопросом мы обратились к директору УНИЦ «Бiлiктi маман», член Совета деловых женщин Палаты предпринимателей ЮКО Гульнаре Усеновой.

«В нашей области, несмотря на различные госпрограммы, нацеленные на эффективную подготовку квалифицированных кадров, по-прежнему ощущается их дефицит, - утверждает Гульнара Каримовна. - Ни в одной организации города и области, а я работаю со многими, не встретила директора, который бы мне сказал: «Как мне везет со специалистами!» Эта проблема имеет свои корни. Сотрудники, получившие базовое техническое образование в советские годы, считаются высококвалифицированными. Но они, как правило, - люди в возрасте, не каждому из них под силу переключиться на новые технологии, научиться работать на современном оборудовании. Молодежь же не дотягивает до них даже на уровне базового образования. Вузы-то работают, но, к сожалению, выпускают специалистов только с теоретическими знаниями. Вторая проблема - слабое взаимодействие рынка труда и образования. Первый крайне нуждается в узких специалистах, для которых всегда найдутся места на местных производствах. Второй же выпускает пачками финансистов и юристов. Ну нет у нас столько финансовых институтов и юридических контор, чтобы обеспечить всех работой! Вот эта несостыковка между двумя сегментами и порождает дефицит высококвалифицированных кадров и нехватку специалистов рабочих профессий».

Хотя ситуация, по словам Гульнары Усеновой, стала меняться несколько лет назад с началом реализации Дорожной карты дуального обучения. Глава государства Н. Назарбаев обратил внимание на то, что качество и структура подготовки кадров не отвечают современным требованиям, и призвал госструктуры, образовательные учреждения, представителей большого и малого бизнеса участвовать в процессе внедрения дуальной системы.

Именно в то время Палата предпринимателей ЮКО совместно с акиматом области открыла учебный центр «Бiлiктi маман», который расположился на территории индустриальной зоны «Оңтүстік». Около полусотни ее предприятий заключили с УЦ договоры о сотрудничестве по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров всех направлений с внедрением элементов дуальной системы образования и дальнейшим трудоустройством.

«Почему мы выбрали именно эти предприятия? Заводы все новые, оборудование современное, соответствующее международным стандартам. Специалистов для работы на них, естественно, не хватало, - объясняет Гульнара Усенова. - И мы начали обучать работников без отрыва от производства. Для этого привлекли высококвалифицированных преподавателей вузов и специалистов-практиков с предприятий, кандидатов наук, которые подстраивали процесс обучения под производственные нужды. К примеру, в компании «Балтекстиль» для выпуска ковров были закуплены станки бельгийского производства. Мы ознакомили с ними наших специалистов коврового дела, которые перестроили учебные планы и обучили сотрудников фабрики работе именно на этих станках».

Кроме этого, учебный центр «Білікті маман» разработал обучающую программу с применением технологии дистанционного обучения, заключил договор о сотрудничестве со всеми учебными заведениями ЮКО о проведении производственной практики.

С прошлого года центр начал обучать востребованным на рынке труда профессиям в рамках Программы продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы. Как это происходит? Набираются группы из молодых людей в возрасте до 29 лет, безработных и самозанятых, которые будут обучаться в зависимости от профессии от одного до шести месяцев. Из них 40 процентов времени — теория в УЦ, 60 — практика на производстве.

Большое преимущество программы в том, что государство берет на себя все расходы центра по обучению, оплате стипендий, дорожных расходов и проживанию слушателей. С начала этого года центром «Бiлiктi маман» по программе не только обучены, но и трудоустроены 145 человек. За годы деятельности УЦ обучал обратившихся востребованным специальностям, таким как швея, стропальщик, штукатур, маляр; а по заявкам предприятий — слесарь КИПиА, технолог кожаного производства, газоэлектросварщик, инженер по ТБ, специалист по радио, электронике и телекоммуникациям. А в перспективе — выпуск специалистов информационных технологий, в связи с чем центром заключен договор с крупнейшей международной академией в сфере IT — CISCO.

«Сегодня за IT-профессиями - будущее, какой бы сферы это ни касалось. И чтобы любое предприятие могло отстоять свое место на рынке и преуспеть в жестких условиях конкурентной борьбы, ему необходимы такие специалисты, — говорит специалист. — Я сама стараюсь быть инновационным руководителем, шагать в ногу со временем, всегда учиться чему-то новому и побуждаю к этому сотрудников. Возможно, все дело в моем беспокойном характере: не могу сидеть без дела, стараюсь найти новые точки приложения своим знаниям и энергии».

Прежде чем создать центр «Білікті маман», Гульнара Усенова, как она говорит, сама обучалась многому. По специальности педагог, начинала трудовую биографию учителем истории, затем преподавала в вузе, стояла у истоков создания колледжа «Мирас», многие годы была вице-президентом университета с аналогичным названием.

«И даже сегодня, найдя себе работу по душе, стараюсь учиться чему-то новому. Непрерывное образование в наше время — не прихоть, а характерная черта современного общества», - говорит она.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры