Казахстанские автоперевозчики попали в российскую блокаду
Федеральная таможенная служба (ФТС) России с начала этого года на большей территории России приостановила действие международной системы гарантийного обеспечения транзитных автоперевозок грузов по конвенции о Международных дорожных перевозках (МДП). Вследствие такого решения казахстанские автоперевозчики оказались в затруднительном положении, и называют происходящее блокадой товаров из РК в Европу, передает kursiv.kz
В начале осени прошлого года российская ФТС издала официальное распоряжение о приостановлении действия гарантий по системе TIR в большинстве регионов России. Сегодня эта система действует лишь на нескольких региональных таможнях с Белоруссией и Финляндией. По новым правилам перевозчики вынуждены вносить деньги на депозит или предоставлять банковскую гарантию в качестве уплаты ввозных таможенных пошлин при пересечении границы с Россией. Это аргументируется необходимостью создания единой системы транзитных гарантий международных перевозок на территории Таможенного союза и Единого экономического союза. При этом Россия формально по-прежнему действует в рамках системы МДП.
Генеральный секретарь Союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодор Каплан отметил, что из-за приостановления действий МДП на значительной территории РФ больше всего из стран ТС пострадает Казахстан, у которого нет прямой границы со странами Евросоюза, в отличие от России и Белоруссии. Такую ситуацию он охарактеризовал как блокада Казахстана.
Дело в том, что одностороннее решение РФ привело к нарушению с ее стороны системы международных автомобильных перевозок товаров, работающей на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Эта система была основана 14 ноября 1975 года в Женеве, с целью упрощения и согласования административных формальностей при международных автоперевозках.
В частности, казахстанские компании, специализирующиеся на международных грузоперевозках, и являющиеся участниками ассоциации, пользуются таможенными документами, называемыми книжками МДП или TİR, по которым разрешается пересекать границу без уплаты пошлин в пункте пропуска через государственную границу. Отказ от действий системы в одной из стран участниц МДП может повлечь за собой огромные издержки при перевозке грузов.
Именно об этом и сообщил генеральный секретарь Союза международных автоперевозчиков Казахстана Теодор Каплан. Он отметил, что после того, как Россия в одностороннем порядке без мотивации приняла решение об ограничении действия системы МДП и TİR затраты казахстанских перевозчиков составляют около $500-600 на каждый рейс из Европы.
«Например, в 2013 году в направлении на Казахстан было выполнено около 80 тыс. рейсов, что говорит о возможных потерях грузовладельцев и перевозчиков на уровне $40-48 млн в год. Самое главное - мы потеряем рынок. Импортеры и экспортеры будут отказываться от автотранспорта, он потеряет свои преимущества, которые имел перед другими видами транспорта. Кто от этого выиграет - я не знаю. По моему, кроме убытков, тут никому ничего не светит", - сказал Каплан.
По его словам, после того как Казахстан присоединился к международной системе автоперевозок они стали более выгодными, чем железнодорожные. Он также привел следующие цифры, что с момента присоединения РК к конвенции МДП в 1995 году доля грузовых перевозок из Европы автотранспортом выросла с 15-20 до 71,2% в 2013 году и составила $10 млрд, заявил Каплан. Сегодня расстояние в 5-6 тыс. км автоперевозчики преодолевают за 10-12 дней только благодаря конвенции, поскольку эти перевозки осуществляются без задержек и остановок, все транзитные страны и границы транспорт проходит без досмотра, сегодня по такой системе работают десятки стран мира, сообщил Каплан.
При попытке выяснить позицию крупнейшего российского перевозчика компании «Ивест Агропром» о ситуации с осложнением перевозок по территории России для казахстанцев kursiv.kz получил немотивируемый отказ отвечать на вопросы издания. В компании сообщили, что закрыты для комментариев «из совсем другой страны».
В другой российской компании Алистер–Логистика нам пояснили, что правила в последнее время действительно изменились и если груз превышает 20 тыс. тонн, то нужно проходить новые процедуры, в том числе перевозчики должны иметь гарантийные письма, чтобы провозить грузы по территории РФ и вывозить их в страны Европы. Как рассказали в компании, сегодня, если груз не превышает 20 тыс. тонн сумма перевозки, например из Алматы в Новосибирск составит около $ 3 000.
А вот в казахстанской компании ABS Group усомнились в словах г-на Каплана, отметив, что во время перевозки грузов из РК в РФ не сталкиваются с особыми проблемами, в отличие от внутренних перевозок по Казахстану, правда признались, что в последнее время осложнилась работа по доставке грузов в страны Европы.
Сам г-н Каплан сказал kursiv.kz, что уже давно и упорно идет разговор между союзом международных автоперевозчиков Казахстана и Федеральной Таможенной службой России на предмет восстановления действий на всей территории РФ норм МДП.
Он рассказал, что сегодня к системе TIR присоединилось 68 государств мира, практически все торговые партнеры Казахстана. Несмотря на то, что официальное распоряжение о приостановки норм TIR на большей территории РФ было издано в сентябре 2013 года, однако уже с декабря прошлого года начали вводиться ограничения. Сама международная книжка МДП стоит $ 100, она позволяет без затрат времени и дополнительных сложностей проходит таможенные границы и ускоряет процесс оформления документов. Но теперь Россия на своей территории требует приобретения собственных местных гарантирующих документов, которые стоят $ 500-600, в связи с этими правилами перевозчики несут дополнительные значительные затраты.
«Сейчас 70-80 % импорта в РК идет из стран ЕС автотранспортом. Например, в прошлом году 71 % всех грузов был перевезен автодорожным транспортом. В связи с ограничениями, введенными в России затраты несут как перевозчики, так и импортеры, что в конечном счете отражается и на цене товаров для обычных потребителей. Формальной причиной отмены действий МДП на большей части РФ объявили то, что местная гарантированная ассоциация перевозчиков выявила огромную задолженность со стороны перевозчиков. Одна сторона говорит, что никаких долгов нет, другие говорят, что есть. До сих пор этот вопрос решить не могут. Обещают, что с 1 июля постараются восстановить работу TIR по всей стране. Получится ли у них это сделать, пока не знаю. Мы сейчас спокойно провозим грузы по территории Белоруссии, Украины, Турции, Франции, Италии, Германии и только в России такие проблемы», - отметил kursiv.kz Теодор Каплан.
Заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК Рахим Ошакбаев также отметил, что казахстанские перевозчики сегодня испытывают значительные трудности при перевозке грузов по территории Российской Федерации. По его словам, в ходе переговорного процесса в рамках Евразийской экономической комиссии эта тема поднимается, и звучали неоднократные призывы к российской стороне вернуться к прежним нормам, которые соответствуют международным стандартам и способствовали бы значительному облегчению перевозок внутри всех стран единого экономического пространства.
«Мы просто призываем вернуться к соблюдению 217 статьи кодекса стран ТС, которая регулирует меры обеспечения соблюдения таможенного транзита. Она в частности гласит, что при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, это установлено международными договорами, товары перевозятся под таможенным сопровождением. Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных и перевозочных документах. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования. Таким образом, нынешняя система противоречит ряду пунктов кодекса ТС. Сегодня только в таможенных переходах Брянской области действуют прежние нормы, что затрудняет работу казахстанских перевозчиков. Поэтому, логичнее всего выглядит возвращение России к нормальному функционированию системы МДП», - отметил Ошакбаев.
Стоит отметить, что система перевозок TIR занимается не только таможенным транзитом по автодорогам, но сочетает, по возможности, перевозки с другими видами, в то время как другая часть транспорта ездит лишь по дорогам.
Сейчас уполномочено более 40000 международных перевозчиков для участия в системе TIR, и они ежегодно более 3,2 млн раз используют право ускоренного оформления таможенных документов.
В свете ожидаемого усиления мировой торговли, будущего расширения географических границ и предстоящего введения электронной системы TIR - так называемой «системы е-TIR», предполагается, что система TIR станет по-настоящему глобальной транзитной таможенной системой и если Казахстан будет оторван от нее из-за непродуманных действий своего партнера по ТС это приведет к значительным материальным издержкам для автоперевозчиков.
Оставьте комментарий:
Комментарии: