К чему приведет саморегулирование?
Каждый год «Атамекен» выпускает пакет предложений, направленных на кардинальное улучшение бизнес-среды. Эксперты Национальной палаты предпринимателей проанализировали 8 кодексов, по которым выработали 36 поправок, по итогам анализа 10 законов - 95 поправок. Отметим, что ряд важных для бизнеса законопроектов будут приняты уже в декабре этого года и в разработке каждого из них «Атамекен» принимает активное участие.
Стоит напомнить, что в целях продвижения института саморегулирования в Казахстане в октябре прошлого года структура Нацпалаты претерпела изменения. Был создан новый департамент Палаты, одним из направлений которого является развитие саморегулирования, а также создан новый Комитет Президиума по вопросам саморегулирования, который будет объединять представителей всех саморегулируемых организаций в Казахстане.
Это позволило скоординировать деятельность СРО, изучить и обобщить существующие проблемы, совместно выработать предложения по дальнейшему совершенствованию данного института.
«При саморегулировании будет эффективно проявлен механизм контроля и надзора. С одной стороны, контроль за субъектами рынка осуществляет само профессиональное общество, что обеспечивает регулярное повышение уровня аудиторов, а также совершенствование стандартизации. С другой стороны, ужесточается контроль госоргана за деятельностью СРО, за счет внедрения государственных мер ответственности за неудовлетворительную работу СРО», - подчеркнула управляющий директор, директор Департамента законодательства и развития саморегулирования НПП РК «Атамекен» Айжан Бижанова.
Работы по передаче ряда государственных функции в конкурентную среду и саморегулирующим организациям проводятся в тесном тандеме с Правительством РК.
Но начнем с начала. Что такое государственное регулирование предпринимательства и какова его цель?
«Государственное регулирование предпринимательства – это система мер, обеспечивающих воздействие государства на деятельность субъектов предпринимательства в целях создания нормальных условий функционирования рыночного механизма. При этом целью государственное регулирование предпринимательской деятельности является создание удобных и позитивных условий, обеспечивающих развивающее функционирование экономики в целом и стабильное получение от этих оптимальных выгод. Для достижения таких целей государству необходимо отходить от действующей системы взаимоотношений с бизнесом.
Мы все знаем, что за государством закреплены властные полномочия, но, несмотря на это государство должно переходить на менталитет «обслуживания» в отношениях с бизнесом. Как показывает практика ведущих стран, при государственном менталитете «обслуживания» предпринимательство функционирует более качественно и эффективнее.
К примеру, в контрольно-надзорной деятельности государственных органов приоритетом должны быть профилактические меры, тогда как действующая политика ориентирована в основном на карательные меры. Тут мы законодательно идем на кардинальное изменение концепции государственного контроля и надзора. Отныне работа по реализации системных мер по дерегулированию бизнеса продолжится в новых условиях, и не будет лишь ограничиваться совершенствованием законодательства, но и сопровождаться полномасштабной оптимизацией бизнес-процессов и внедрением новых технологий в сфере регулирования предпринимательства», - считает эксперт Министерства национальной экономики РК Асланбек Джакупов.
Что же значит саморегулирование и что даст это Казахстану, рассмотрим на примере других стран. Об этом подробно рассказал Сергей Заякин - Исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков».
Саморегулирование оценочной деятельности в России
В середине 90-х годов Россия столкнулась с жесткой необходимостью проведения экономических реформ с целью стабильного и успешного развития страны. С целью создания конкурентоспособного, социально-ориентированного государства руководством страны были поставлены следующие задачи: ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность, исключить чрезмерное регулирование, снизить административные барьеры для бизнеса, повысить качество и доступность государственных и муниципальных услуг населению, уровень открытости деятельности органов власти и степень участия граждан в выработке государственной политике.
Во второй половине 2003 года был принят Указ Президента России «О мерах по проведению Административной реформы в 2003-2004 гг.».
Одним из центральных направлений в Административной реформе стало снижение избыточного государственного регулирования. Для этого была проведена инвентаризация и разграничение функций ведомств исполнительной власти, также были проанализированы те направления экономической деятельности, где можно было перейти к другим формам регулирования, как следствие сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Кульминацией административной реформы, стартовавшей в России в начале двухтысячных годов, стал новый правовой институт обязательного и добровольного саморегулирования.
«Институт обязательного саморегулирования позволил ограничить вмешательство государства в хозяйственную деятельность и создать предпосылки для выработки стандартов и правил, отвечающих как профессиональным, так и публичным интересам. Вместе с тем такой институт получал отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, которые осуществляются профессиональными организациями, имеющими статус саморегулируемой организации (СРО). Оценочную деятельность в Российской Федерации можно назвать одним из первых видов деятельности, вступившей на путь саморегулирования», - рассказывает Заякин.
Были закреплены основные принципы осуществления оценочной деятельности в условиях саморегулирования:
- режим лицензирования оценочной деятельности, которая осуществлялась юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, был заменен на режим обязательного членства в СРО оценщиков – физических лиц;
- контроль за деятельность оценщиков ложится на профессиональные организации имеющие статус СРО;
- появляются требования к самим СРО и их контролю со стороны государства;
- разработка и утверждение стандартов и правил СРО;
- введен механизм материальной ответственности оценщиков и СРО перед потребителями;
- введены требования к организационной структуре СРО, включающей «законодательный», контролирующий и дисциплинарный элементы.
В 2007 году был принят Федеральный закон от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который установил общие механизмы отраслевого саморегулирования.
Говоря о саморегулировании оценочной деятельности необходимо отметить, что государство в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности СРО оценщиков, а также в целях взаимодействия СРО оценщиков с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности СРО оценщиков образует Национальный совет по оценочной деятельности.
Итак, институт саморегулирования оценочной деятельности в сравнении с прямым государственным регулированием обладает следующими преимуществами:
- Возможность возмещения ущерба от профессиональной деятельности оценщика за счет сформированного компенсационного фонда саморегулируемой организации, выступающего механизмом коллективной ответственности членов СРО перед заказчиками оценки.
- Выработка стандартов оценки профессиональными участниками оценочной деятельности, что дает возможность выбора и применения форм регулирования, в наибольшей степени подходящих для определенных видов оценки.
- Осуществление контроля за деятельностью оценщиков самими оценщиками, которые изнутри понимают особенности процесса оценки и формирования отчетов об оценке.
- Механизм саморегулирования позволяет в несудебном порядке разрешать споры между заказчиком и оценщиком
- Механизм привлечения к дисциплинарной ответственности со стороны СРО дает возможность профессиональному сообществу самостоятельно проводить «очищение» своих рядов от недобросовестных оценщиков.
В настоящее время в 17 саморегулируемых организациях оценщиков состоят более 20 тыс. оценщиков. Часть этих организаций входит в Национальный совет по оценочной деятельности. За период с 2010 по 2017 г. общее количество саморегулируемых организаций оценщиков увеличилось в 1,5 раза.
Развитие и внедрение механизмов саморегулирования в оценочную деятельность с обязательным членством с 2006 г. рассматривался в качестве одного из способов снятия излишних административных барьеров в указанной сфере. Вместе с тем анализ результатов регулирования оценочной деятельности через механизм саморегулирования в настоящее время показывает, что переход от прямого регулирования деятельности оценщика через механизм лицензирования к саморегулированию не привел к улучшению качества оценочных услуг, а также повышению ответственности оценщиков за оказываемые ими услуги оценки. Особенно явно эта тенденция прослеживается на примере кадастровой оценки, результаты которой используются государственными органами в публичных интересах.
Только в 2015 г. комиссией Росреестра было рассмотрено 31 277 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости на более 64 тыс. объектов недвижимости, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 г. В результате суммарная кадастровая стоимость объектов, в отношении которых были приняты решения комиссий, снизилась на 40,4 %. Указанная тенденция прослеживается при оспаривании кадастровой стоимости и в судебном порядке. Так, в 2014 г. в судах рассматривалось 4,8 тыс. судебных споров, а в 2015-м - 7,5 тыс. По итогам таких споров стоимость недвижимости в среднем снижалась на 40-70 %.
Указанные статистические данные свидетельствуют о невысоком качестве проводимой кадастровой оценки и позволяют сделать вывод о наличии формального подхода к контролю со стороны СРО оценщиков.
В связи с этим выделяем следующие недостатки регулирования указанной сферы со стороны СРО оценщиков:
- Контроль со стороны саморегулируемой организации за деятельностью оценщиков связан с конфликтом интересов, так как СРО не всегда готова применять исчерпывающие меры дисциплинарного характера к своим членам из-за возможной потери членских взносов.
- Основания для проведения контрольных мероприятий в отношении оценщиков ограничены законом об оценочной деятельности.
- Для выработки стандартов оценки СРО необходимо тесное взаимодействие с научным сообществом, государственными органами, высшей школой, осуществляющей подготовку (переподготовку) оценщиков, а также с другими саморегулируемыми организациями.
С учетом указанных недостатков полагаем, что совершенствование механизма саморегулирования в сфере оценочной деятельности должно производиться посредством решения вопросов профессионального образования оценщиков, повышения контроля со стороны саморегулируемых организаций оценщиков за действиями ее членов, а также установления правового статуса оценщика.
Сказанное выше позволяет считать полезным введение требования о сдаче оценщиком квалификационного экзамена в области оценочной деятельности по определенным направлениям:
- оценка недвижимости,
- оценка движимого имущества,
- оценка бизнеса
«Также необходимо отметить, что саморегулирование оценочной деятельности в России может выступить базисом для интегрирования оценочной деятельности в рамках Таможенного союза. Так, Советом рынка Евразийского экономического сообщества в оценочной деятельности была поставлена задача по сближению механизмов допуска оценщиков к осуществлению деятельности в странах - членах Таможенного союза, в том числе по гармонизации законодательства, обеспечению признания профессиональных квалификаций оценщиков», - отметил эксперт.
Указанная задача может быть выполнена через механизм эквивалентности. Анализ законодательства в сфере оценочной деятельности в странах ЕАЭС показывает сходство требований, предъявляемых к оценщикам. Например, в Казахстане для осуществления оценочной деятельности нужна лицензия, в России - обязательное членство в СРО, в Беларуси - аттестат. В целях взаимного признания результатов оценки, а также допуска оценщиков из других стран ЕАЭС на российский рынок и наоборот можно предложить признавать эквивалентными требования, предъявляемые к оценщикам.
Сегодня, когда СРО действуют в целом ряде отраслей, анализ международного опыта саморегулирования дает возможность применять эффективные приемы уже наработанные в схожих экономических условиях другими странами и идти далее по пути совершенствования норм российского законодательства.
Институт саморегулирования в Соединенных Штатах Америки
США отнюдь не случайно заняло первое место в списке, зарубежных стран, чей опыт стоит изучить. Именно здесь система СРО действует наиболее продолжительное время.
В качестве первого акта саморегулирования в Соединенных Штатах Америке принято рассматривать соглашение об учреждении фондовой биржи в Нью-Йорке, заключенное в 1792 году 24 брокерами. С самого начала существования биржи были установлены четкие правила, в соответствии с которыми осуществлялась торговля ценными бумагами, и реализовывался строгий контроль их исполнения. Спустя 142 года, в 1934 году принимается закон о биржах и ценных бумагах (в котором вводится термин «саморегулируемая организация»), вошедший вскоре в Свод законов США.
На данный момент на американском рынке ценных бумаг действует саморегулирование двух уровней: обязательное (в некоммерческой организации Financial Industry Regulatory Authority (FINRA)) и добровольное (биржи, как инфраструктурные организации). Обязанности и права СРО с добровольным членством устанавливаются на основе заключаемого между участниками рынка договора. В какие-либо официальные объединения такие организации вступать не обязаны. Координация их деятельности в компетенции ассоциаций и профобъединений.
Институт саморегулирования действует в США практически во всех отраслях деятельности профильных специалистов (включая здравоохранение) и предпринимателей.
Примечательно, что благодаря эффективному функционированию СРО в рекламной сфере в США по сей день нет необходимости в принятии специальных законов о рекламе.
Институт саморегулирования в Великобритании
Британский опыт несколько иной. В этой стране система СРО одна из самых продуктивных. Особой гордостью является саморегулирование в юридической сфере. В соответствии с законом о «О солиситорах» вступить в СРО – Правовое Общество (Law Society) – обязаны все юристы (включая осуществляющих судебную защиту) и специалисты, удостоверяющие сделки, предусматривающие передачу прав собственности.
Что же касается сферы торговли ценными бумагами, то здесь модель саморегулирования потерпела полное фиаско. Активное участие СРО на рынке ценных бумаг привело к множеству злоупотреблений и существенному нарушению прав инвесторов. Контролировать деятельность своих членов профильные СРО оказались не в состоянии. Ключевая причина сложившейся ситуации заключалась в том, что участники рынка имели возможность вступать одновременно в несколько саморегулируемых организаций, при этом обязательность членства в СРО носила формальный характер. Закономерным итогом стали кардинальные реформы, начатые в Великобритании в 1997 году, приведшие к полному отказу от института саморегулирования в сфере торговли ценными бумагами.
Институт саморегулирования в Австралии
Если в Великобритании модель саморегулирования не сработала на рынке торговли ценными бумагами, то в Австралии она оказалась не эффективной в сфере юридической деятельности, невзирая на то, что строилась аналогично английской (представители юридических профессий обязаны были являться членами Правового Общества).
Недоверие к юристам со стороны общественности обусловило необходимость проведения реформ. Так в штате Новый Южный Уэльс в 2004 году на смену частному саморегулированию пришла система совместного регулирования юридической деятельности судьями, юристами и представителями правительства. В штате Квинсленд с 2007 года Правовое Общество лишено права рассматривать жалобы, поступающие от потребителей, данная функция перешла в компетенцию Комиссара по юридическим делам.
Оставьте комментарий:
Комментарии: