Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

За какими услугами чаще всего обращаются предприниматели в Региональные палаты?

08 Ноября 2017
4190 просмотров

Директор Палаты предпринимателей Актюбинской области Нурлыбек Муканов поделился деталями работы Региональной палаты

- Нурлыбек Бекболатович, расскажите об особенностях бизнеса в вашем регионе?

- Актюбинская область является индустриально-инновационным регионом. Порядка 40% ВВП составляет промышленность. У нас около 50 тысяч субъектов предпринимательства, 39% занимаются в сфере торговли, 36% прочие виды услуг, по 10% - сельское хозяйство, транспортная логистика. В сфере АПК работают порядка 5 тысяч предпринимателей, это – фермерское, крестьянское хозяйство, те, кто занимаются переработкой. Когда приходят люди с предпринимательскими инициативами, стараемся максимально оказать содействие в реализации его бизнеса. Совместными силами Центров обслуживания предпринимателей, нефинансовых мер поддержки помогли открыть более 300 новых предприятии, это - ИП, ТОО, крестьянское хозяйство и другое.

- Инструменты нефинансовой поддержки бизнеса, оказываемые РПП всегда востребованны. За какими услугами чаще всего обращаются предприниматели?

- Когда нефинансовые меры поддержки оказывались через местные исполнительные органы в 2013 году 275 предпринимателей получили услуги. На сегодняшний день, это число выросло в 12 с лишним раз. По итогам 10 месяцев 2017 года 3700 предпринимателям оказаны данные виды услуг. Спросом пользуются юридические, маркетинговые услуги, написание бизнес-планов, доработка финансовых моделей. Также ведение бухгалтерского учета, стат. отчетности и другой документации.

- Одно из направлений работы «Атамекена» - развитие массового предпринимательства. Как в регионе проходит процесс обучения?

- У нас действует проекты «Бизнес-школа», «Деловые связи», «Старшие сеньоры». Предусмотрено проектное обучение, бизнес рост, бизнес советник. Проект «Бастау Бизнес» реализуется в 6 районах из 12. На сегодняшний момент порядко 160 проектов получили финансирование. В основном - это животноводство, в том числе молочная переработка, оказание услуг в сфере легкой промышленности, то есть ателье, магазины. С начала года по всем программам обучилось порядка 1600 человек.  Они проходят обучение и получают сертификат, далее идут в фининституты. За 10 месяцев мы содействовали в получении финансирования для реализации проектов на общую сумму порядка 3 млрд тенге. Помощь была оказана в разных направлениях. Например, кому-то помогли с написанием бизнес плана, маркетинг анализа, с оформлением документов, кому-то оказали содействие в вопросах с комиссий, некоторым помогли в субсидировании. Главной особенностью Палаты является то, что мы оказываем комплексные виды услуг. Когда предприниматель обращается в госорган по вопросам земельных отношении, там рассматривают только вопрос земли, после этого он должен идти в другой госорган по вопросам строительства и архитектуры. Когда предприниматель приходит к нам, он может получить ответ на весь круг вопросов в одном месте. Допустим, ему нужна земля – мы сразу принимаем заявку, направляем в городской акимат, где проводится аукцион. Далее, есть разработка проектно-сметный документации, все эти вещи идут через нас. Также уведомляем о начале строительства, когда уже построил, оформляем акт ввода в эксплуатацию. Помогаем заполнять стат. отчетность. Порядка 47 предпринимателей третий год подряд на постоянной основе обращаются к нам по введению бухгалтерского отчета.  

- В какие сроки рассматриваете обращения предпринимателей?

-  За 4 года существования РПП к нам поступило около 1000 письменных обращении касательно защиты бизнеса. Только в этом году было 290 вопросов из них на сегодняшний день 50% решены положительно, остальным даны консультации по существу. Мы поднимаем все нормативно правовые акты, даем им конкретные инструкции либо рекомендации, 20-30% обращении разъяснительного характера. Чаще всего приходят вопросы земли, архитектуры. На втором месте - относительно департамента госдоходов, в части налогообложения. С одним вопросам в зависимости от характера можно заниматься от недели до нескольких месяцев. Конечно, стараемся укладываться в максимально короткие сроки.

- Как решаются вопросы предпринимателей по линии защиты бизнеса?

- У нас создан Совет по защите прав предпринимателей, в состав входят заместитель акима области, представители департмаента госдоходов, прокуратуры, других уполномоченных органов. На этом Совете поднимаются все проблемные вопросы. Второй момент, мы создали клуб юристов, привлекли практикующих адвокатов. Когда приходят обрещения, по содержанию письма - если у кого-то такая практика была, вырабатываем конкретные пути решения, линию защиты. Это здорово помогает, позволяет сократить сроки рассмотрения жалоб. Поскольку утром могут прити с вопросом субсидирования в сфере АПК, после обеда может поступить заявление касательно неправильных отчислении штрафов, между этим могут прийти по таможенным вопросам. Представители РПП участвуют в судах, мы приняли участие в 54 судебных процессах из них по 23 защитили бизнес. Только в этом году на 857 млн тенге сохранили имущественные права предпринимателей. Обращения в сфере защиты бизнеса растут примерно на 20-30%.

- Расскажите о наиболее громких проблемных вопросах?

- Один из примеров - в конце прошлого года был вопрос с железнодорожным вокзалом. Там есть маленькие бутики, которые арендуют субъекты предпринимательства и торгуют разными необходимыми вещами для пассажиров. Им сказали, что через месяц расторгнут договор, при этом никаких предупреждений и замечаний не было. Они написали нам, мы связались с руководством вокзала, привлекли транспортную прокуратуру, службу надзора, разобрались в ситуации. В итоге предпринмиатели остались на своих местах.

- Проявляет ли молодежь интерес к бизнесу?

- Интерес молодежи бесспорно есть. Когда мы проводим «Бизнес школу», замечаем, что возрастной состав очень разный. Молодые люди интересуется современным видом бизнеса, в сфере IT технологии, оказанием услуг, франшизами. Чаще всего это те, виды услуг, которые популярны среди молодежи, то есть рекламные агентства, маркетинговые компании. Бизнес также стал преобладать среди девушек, они предпочитают открывать дело в индустрии красоты.

- Спасибо за беседу!

                                                                                                                                                               Гульдана Ахметжанова


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры